От Ле Корбюзье до хрущевок. Чем интересна советская архитектура в Ульяновске

Mosaica.ru начинает цикл материалов по архитектуре и урбанистике, которые помогут разобраться в городских процессах и по-новому посмотреть на Ульяновск.

Фото: mosaica.ru

Грязные дворы, обшарпанные стены, дороги с выбоинами или уникальные здания, необычные переплетения судеб и прекрасный пейзаж? Какой Ульяновск вам ближе? Mosaica.ru  запускает цикл материалов, касающихся городской среды. Нашими экспертами станут архитекторы, урбанисты, активные горожане и просто не равнодушные к судьбе Ульяновска люди. Они помогут разобраться в отдельных урбанистических процессах и полюбить свой город несмотря ни на что. 

Советский на 80% 

Что красивого в Ульяновске? - спросите вы. Исторических зданий немного, все они сосредоточены в центре, а целые кварталы и районы застроены однотипными блочными домами. Оценить «изюминку» обычных хрущевок или «брежневок» нам поможет Михаил Капитонов, архитектор, специалист по советскому модернизму, к которому и относят то, что построено после 1960-х. 

Хрущевка

Михаил Капитонов

архитектор, предприниматель, исследователь, организатор проекта «Архитектурные прогулки»

Из чего складывается ценность здания? Здание – сложный объект, обладающий множеством характеристик. Я бы выделил четыре составляющих: материальная стоимость (стоимость объекта недвижимости, стройматериалов, отделки), стоимость социальных процессов (нематериальные вещи, то, что происходит в здании, работающий бизнес), эстетика и, так скажем, истории, то есть то, что связано с тем или иным зданием. Последний пункт – величина достаточно субъективная, ведь истории могут быть у всех свои. К примеру, проанализировав по этой схеме здание краеведческого музея,  мы получим плюсы по всем категориям: оно красиво, у него есть серьезная история, там проходят выставки – значит есть социальные процессы, и серьезная материальная стоимость. Другой пример – современный торговый центр АКВАМОЛЛ. У него достаточно большая материальная стоимость и проходят интересные события, но истории пока нет. К зданиям, построенным в 1960-70-х годах, горожане относятся по-разному. На мой взгляд, мы эту архитектуру должны беречь, неслучайно, к примеру, здание библиотеки имени С.Т. Аксакова хотят признать объектом культурного наследия.

Советский модернизм появился во многом благодаря приходу к власти Никиты Хрущева. Он ввел ряд постановлений об архитектуре, и к середине 1960-х годов это направление стало главным государственным стилем, появились проектные коллективы, которые его популяризировали.

- Самыми распространенными домами 1960-х стали так называемые хрущевки, - рассказывает Михаил Капитонов. - Сейчас к ним по-разному относятся, но больше слышно негативных отзывов. Я стал разбираться в смыслах и свое отношение пересмотрел. Я бы сравнил начало этого массового строительства с запуском человека в космос. Если в 1930-е годы строили промышленные предприятия, 1940-е стали эпохой быстрых вынужденных решений, когда предприятия эвакуировали в годы войны, и лишь к 1960-м задумались о людях. Тогда появился советский модернизм. На самом деле, это тот же стиль, что пришел с запада, его родоначальником считается Ле Корбюзье. В СССР задачей стало обеспечение граждан доступным и отдельным жильем, а хрущевка была прекрасным инструментом решения задачи. В Ульяновске в советские годы было построено около 80% жилого фонда.

Сохранять или реконструировать?

Библиотека им. С.Т. Аксакова

В одном из самых узнаваемых мест Ульяновска находятся два здания, построенных одновременно, но с совершенно разными судьбами. На четной стороне улицы Минаева стоят библиотека для детей и юношества им. С.Т. Аксакова и областной Дворец творчества детей и молодежи. Оба здания спроектировал Центральный НИИ дошкольных и образовательных зданий. Однако Дворец творчества реконструировали, а библиотеку оставили такой, как и была.

Михаил Капитонов

архитектор, предприниматель, исследователь, организатор проекта «Архитектурные прогулки»

Библиотека для детей и юношества им. С.Т. Аксакова – один из ярких примеров модернизма. Этот стиль у Ле Корбюзье предполагает бетонный каркас, наличие опор, создающих свободную планировку, плоскую кровлю, ленточное остекление, чтобы максимально осветить пространство. В нашей стране получилось свое осмысление стиля: отчасти это связано с нашим климатом, отчасти – с условиями строительного комплекса. Для советского модернизма характерен железобетонный сборный каркас – отдельно собранные плиты, колонны, это также плоские кровли, но здесь появились алюминиевые переплеты и остекление двумя лентами. Также широко применялось декоративно-прикладное искусство. В случае с библиотекой – это рельеф «Радость познания». Здание в плане – четкий квадрат, в центре которого – книгохранилище на 35 тысяч томов.

Несмотря на продуманную конструкцию, по внутренним стенам здания давно идут трещины. И, по мнению некоторых экспертов, его положение усугубилось несколько лет назад в связи с близкой стройкой. В конце мая 2018 года ульяновские архитекторы обратились в Управление по охране объектов культурного наследия с просьбой о включении дома в список объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия. Этим не равнодушные к судьбе города люди «подстраховались» перед грядущей перспективой ремонта.

Здание бывшего Дворца пионеров  реконструировали полностью. Первый руководитель учреждения Тамара Пчелкина вспоминала, что в 1970-е там были идеальные условия труда - сотрудники гордились тем, что им выпало работать в таком доме. А в 1990-е годы он на несколько лет был закрыт из-за аварийного состояния, а денег на ремонт не давали. Хотели даже продать здание, но руководство держало его до последнего.

- Здание Дворца пионеров было реконструировано уже в постсоветское время. Детали здесь отличаются от оригинальных: другие переплеты, появилась плитка на стенах. Когда я впервые увидел реконструкцию, мне она не понравилась, потому что утрачены многие детали, а многие элементы сильно упрощены. Потом я узнал, что обсуждался вопрос сноса этого здания, и понял, что реконструкция – это неплохо, - рассказывает Михаил Капитонов.

Сейчас здание облицовано плиткой, костровой площадки,  пионерского плаца, теннисных кортов нет, они снесены, а вместо прекрасной панорамы Волги открываются виды на частные владения. Рядом с сохранившимися же шедеврами – надписи вандалов…

Внутренний дворик Дворца творчества детей и молодежи

Сердце советского модернизма

Главная «изюминка» нашего города, интересная для гостей и туристов, - площадь В.И. Ленина (бывшая 100-летия со дня рождения В.И. Ленина), где сосредоточены Ленинский мемориал, главный корпус УлГПУ, гостиница «Венец». Это своеобразный мемориальный комплекс, построенный к 1970 году.

Ленинский мемориал
Само здание Мемориального центра проектировали в ЦНИИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений; архитекторы - Борис Мезенцев, Михаил Константинов, Гарольд Исакович, Виктор Шульрихтер. В основе объёмно-пространственного построения здания был заложен квадратный объем со сторонами 109,5 м. Расстояние между колоннами – 14,5 метров, их высота – 7,5 м. На первый взгляд сооружение  напоминает измененную  в масштабах виллу Савой, спроектированную архитектором Ле Корбюзье.

Михаил Капитонов

архитектор, предприниматель, исследователь, организатор проекта «Архитектурные прогулки»

Работала над комплексом одна из молодых команд того времени, сформированная примерно в середине 1960-х годов. Они переосмыслили техзадание и объединили три здания в одно – музей В.И. Ленина, универсальный концертный зал на 1200 мест и институт политпросвещения. Три функции они объединили и создали один мощный объем, чтобы воплотить постройку, отвечающую масштабу личности вождя. Здесь нужно обратить внимание и на то, что в проект включили исторические здания – дом, где родился Ленин, дом, где он жил. Они сохранены как экспонаты, а здание мемориала своеобразное обрамление. В комплекс застройки входят еще несколько грандиозных зданий – педагогический университет, гостиница «Венец»… Плашка с характерным фасадом педагогического университета – прием, который известен по другому массовому советскому изделию – железобетонному забору. Из-за наклона плоскости фасада работают со светом и тенью, создавая сложную структуру.

Здание УлГПУ 

Мемориальный центр был торжественно  открыт 16 апреля 1970, на мероприятие приехал генсек Леонид Брежнев. По словам исследователей, сразу после этого город стал популярным туристическим местом, в 1970-е сюда ежегодно приезжало до 1 млн туристов в год, а в летние месяцы в день к пристани приплывало до 13 теплоходов. Все они обязательно проходили по ленинским местам, главным из которых был мемориал.

Сейчас комплекс планируют реконструировать. Как сообщили в региональном правительстве, на ремонт кровли площадью 1 га выделят почти 100 млн рублей. В ближайшее время переоборудуют малый зал, где хотят установить орган, на это необходимо выделить 80 млн рублей. Реставрация фасада обойдется примерно в 800 млн рублей. Всего за несколько лет на ремонт потратят около 1 млрд рублей. Однако останется ли здание таким, как задумывали архитекторы, пока неясно.

«Здание производит неизгладимое впечатление. Оно не подавляет человека, а наоборот возвышает его, поднимая на какой-то другой уровень сознания. Не покидает ощущение, что это здание запроектировано для людей с другой эргономикой — предтеч трехметрового роста и вселенского разума. И это при том, что идеология ушла из здания. Уже давно нет Советского Союза, нет его пропаганды, нет выпусков «Правды» и новостей «От Советского Информбюро…». Запроектированное как Храм, здание остается храмом. Но для меня это храм чистых пространственных решений, смелых созидательных идей, Храм силы человеческого разума. Храм Чистой Архитектуры». (Михаил Капитонов. Храм модернизма).

Фото автора, инфографика Михаила Капитонова, видео mosaica.ru

Читайте также:


Опубликовано: 07.07.2018 в 14:00 
Просмотров: 2904 

comments powered by HyperComments