Ульяновская область
Меню
Закрыть
Новости региона
Ульяновская область

Директор ульяновской гимназии Валерий Морозов: помогите своим детям не взрослеть раньше времени!  

Руководитель Симбирской гимназии «ДАР» Валерий Морозов рассказал читателям mosaica.ru о современных первоклассниках, основных ошибках родителей и инновациях учебного года 2018-2019.

гимназия «ДАР»
гимназия «ДАР»

- Валерий Евгеньевич, настроение предпраздничное? Ничего не омрачает ожидание 1 сентября?

Валерий Морозов

Директор гимназии «Дар»

- Настроение хорошее. Жду! Уже хочется расправить крылья. Снова предвкушение радости и новизны, снова словно сам мальчишка и снова в школу. В принципе, тревоги, связанные с погодой на 1 сентября, неожиданными стрессовыми ситуациями, бывают. И все же 1 сентября – это в первую очередь радость! 

​​​​​​​- Который по счету День знаний вы встречаете? Какой запомнился особенно?

- В качестве учителя – директора – 24-й. В нашей гимназии стало доброй традицией на День знаний готовить для первоклассников вкусную «кашу однокашников». На линейке будет обязательная театрализованная постановка силами учителей и учащихся - с участием сказочных персонажей, начиная с Царя-батюшки и заканчивая Китнисс Эвердин из «Голодных игр». Будет первосентябрьская красная дорожка в гимназию. Именно в эти минуты начинаешь понимать: мы вместе! 
А вот особенно запомнилось 1 сентября в первые годы работы в гимназии. На линейке выхожу приглашать первый класс с новым учителем и вижу, что классного руководителя… нет. Незаметно прошу психолога встать к детям. 
А потом на своем столе в кабинете вижу заявление несостоявшегося учителя: сбежал - то ли от испуга, то ли еще по какой причине. А уже 2 сентября этих детей принял новый учитель. 
 
- Что общего у первоклашек нового времени с их сверстниками, скажем, десятилетней давности? 

- Да они похожи! Такие же робкие и чуть напуганные малыши и малышки в нарядных костюмчиках и платьицах с огромными букетами цветов. Хотя, на мой взгляд, нынешние первоклассники - более напряженные, более ответственные, более взрослые. Словно сжатая пружина. 

- А что скажете о родителях вчерашних дошколят? 

- Для современных родителей, мне кажется, характерно отношение тренера, нежели мамы и папы к своему ребенку. Они его готовили, настраивали, выполнили определенную программу подготовки и, провожая в первый класс, уже ждут от него, несомненно, побед. Учителя они воспринимают не как профессионала-педагога, а в большей степени военнообязанного, призванного защищать, оберегать и наставлять их чадо. Вырастить из него как минимум олимпийского чемпиона.
Я не называл бы это ошибкой родителей, это их современный образ жизни. Окружающий мир они воспринимают больше как борцовский зал, нежели лабораторию или оранжерею. А ребенку нужно сначала оглядеться, потрогать, исследовать и только после этого уже нацелиться на что-то. Ребенок простит своим родителям все, если будет чувствовать их безусловную бескорыстную любовь. 

- А с какими курьезными случаями приходится сталкиваться?

- Когда папа не может вспомнить, в каком классе учится его ребенок! 
А еще был у меня случай, когда один первоклассник сразу после линейки в страхе перед первым уроком в раздевалке плакал и колотил меня своими кулачками, а я, пытаясь переключить его на что-то другое, все говорил и говорил его папе: идите уже, он без вас успокоится гораздо быстрее. Так мальчишка горевал, что злой дядя и эта школа отнимают у него его папу. А ученики, наблюдавшие ситуацию со стороны, еще долго удивлялись, что первоклассник бил директора.

- Что вы вкладываете в понятие «хорошая подготовка к школе»?  Какие навыки приветствуются? Стоит ли тратить деньги на подготовку к первому классу?

- Сложный вопрос. Если вы планируете обучение ребенка в престижной школе, то он, скорее всего, обязан уже к первому классу уметь читать, считать, писать. В противном случае он окажется в числе тех единичных учеников, которые не смогут идти в темпе класса. И индивидуальных режимов вам никто не создаст. Не посещая детский сад и школы раннего развития, ребенок не получит необходимых навыков работы в группе, в коллективе. Обратите внимание – не навыков письма, счета, говорения, а именно работы в коллективе. 
Хорошая подготовка к школе – это желание учиться. Это отсутствие напряженности, страха. Это усидчивость и умение слушать. Это самые обычные навыки самоорганизации. Это навыки рассказа о своих любимых игрушках, животных, близких. 
У нас есть пример в гимназии, когда мальчик пришел в первый класс, читая всего семь слов в минуту, а 9-й окончил с отличием, успешно сдав все ОГЭ.
 
- Можно ли уже с первого класса рассмотреть гения?


Валерий Морозов

Директор гимназии «Дар»

– Это будет большой ошибкой прицепить ярлык будущего гения. Почитайте биографии великих ученых. Некоторых из них в детстве считали чуть ли не неспособными к обучению. Руководствуюсь всегда своим же правилом: ствол у яблони один, а яблоки на ветках абсолютно разные, и краснеют каждое в свое время. 

Способности первоклассника видны сразу. А вот такие характеристики, как воля, амбиции, организованность, нацеленность, бесстрашие, нестандартное мышление, креатив, «способность работать в поте лица» – это придет позже. Это только после того, как мир признает его гением, можно будет вспоминать, каким он был в детстве.

​​​​​​​ 
- Идеальный первоклашка для вас — какой? 
 
- Смышленый малыш с солнечными и пытливыми глазками, задающий бесконечные вопросы, дружелюбный, смешливый… Да они все такие 1 сентября!
Лично мне одинаково интересны и первоклассники, которые, запинаясь, на линейке две строчки стихотворения произносят, и которые все «Бородино» наизусть читают. В школе «цыплят» считают по весне…

С какими главными проблемами сталкиваются современные педагоги?

- Очень жаль, что система сегодня все дальше и дальше отодвигает учителя от ученика. Планами и перспективами, аналитикой и анализом, политикой и контролем, необходимостью накапливать документы для аттестации и думать о ней больше, нежели она в реалии играет роль, огромными пластами информации, которую необходимо переработать, отобрать и внедрить в свои уроки, бесконечными запросами родителей, различными конкурсами и рейтингами. 
Главная проблема, увы, в том, что Учитель сегодня не с большой буквы. И нужны такие глубинные желания самого человека им стать вопреки всему. 
 
- Коротко, пожалуйста, расскажите об инновациях учебного процесса 2018-2019. Какие главные изменения ожидают школьников? 
 
- Идет волна, которую я называю «сделай сам». Мы уже наелись виртуальными опытами, заданиями для ученика, сделанными силами родителей, проектной работой по сути перефразированными рефератами и докладами. Наелись коллективными работами. 
С первого класса - английский, шахматы, эксперименты, опыты, театр. В принципе, это не новация. Новация – в руководстве и участии из числа старшеклассников, в новой системе оценивания через набираемые баллы на каждом уроке. Контрольная работа, самостоятельная работа и работа на уроке – это уроки разного уровня сложности, самостоятельности и, конечно, баллов. И оценка – ученику, а не способностям и возможностям родителей.      
 
- Ваши пожелания детям, впервые переступающим порог школы, их родителям?
 
- Детям хочется пожелать полностью реализовать свою возможность – быть счастливым учеником в школе. Конечно, это зависит не столько от них, сколько от взрослых. А вот взрослым желаю одно: помогите своим детям как можно дольше оставаться в том возрасте, который указан в их свидетельстве о рождении!


Фото: гимназия «ДАР»

Нет комментариев
Обсудить