Актриса Александра Урсуляк: «В спектакле «Добрый человек из Сезуана» мы, как морские котики, преодолеваем все»
Яркой постановкой пьесы Бертольта Брехта завершился фестиваль «Золотая маска» в Ульяновске.
«Добрый человек из Сезуана» Бертольта Брехта – философская притча или пьеса-парабола, которая была закончена в страшном для Европы 1941-м. События, образы и темы, заложенные немецким драматургом, переосмысляются известным петербургским режиссером Юрием Бутусовым, мастером больших и серьезных театральных «полотен».
Настоящие деревья, актеры, разъезжающие на велосипедах, картины, проецируемые на голые стены, дверь в никуда – эти и многие находки режиссера и художника Александра Шишкина поражают зрителя визуально. Однако больше всего цепляет именно актерская игра. Драматично-бытовая коллизия решается у Бутусова, как всегда, необычно: вместо обычных диалогов актеры поют, а выходя на сцену – еще и пританцовывают, обсуждая при этом самые обычные вещи.
Зонги, традиционные для театра Бертольта Брехта, написанные Паулем Дессау – особое украшение спектакля. Ведь их исполняют живьем под оригинальную музыку: ансамбль располагается здесь же, на сцене. А главной находкой спектакля называют исполнительницу двух главных ролей, актрису Александру Урсуляк.
Александра Урсуляк
актриса
От моей роли здесь многое зависит. Более того, у меня сразу две роли – это такое сосредоточение ответственности, но, возможно, я к этому уже привыкла и мне даже проще. Работа чудесная, режиссер волшебный. Так получается, что «Добрый человек из Сезуана» - очень современная пьеса. Брехт вообще очень актуально звучит, мы играем еще его пьесу «Барабаны в ночи».
Раньше Александре Урсуляк доставались роли романтичных героинь, но Юрий Бутусов не прогадал, дав ей роль Шен Те в «Добром человеке из Сезуана». Здесь она смогла раскрыть свой талант: Урсуляк исполняет две роли – доброй проститутки Шен Те и ее альтер-эго, жесткого и расчетливого Шуй Та. На вопрос о том, не устарел ли сегодня пафос пьесы Брехта, Александра отвечает, что, разумеется, нет. Режиссер может «повернуть» материал так, что он зазвучит очень актуально.
Александра Урсуляк
актриса
Я думаю, в любой пьесе мы встречаемся с какой-то архаикой, будь то Чехов или, тем более, Островский. Но все-таки не зря мы учились, и режиссеры у нас молодцы, раз вычленяют что-то важное. Всегда остаются любовь, предательство, какие-то вечные вещи… В чеховских пьесах мы же не должны только под зонтиками ходить, слава богу, хороший автор нам оставляет это мясо. Для того, чтобы играть Брехта, мне всего хватает, на мой взгляд. Я дружу с телом, дружу с голосом. Но спектакль получился очень затратный, а мы – морские котики, мы должны преодолевать все. Мы играем «Добрый человек из Сезуана» много лет, и каждый раз для меня это как поднятие штанги – чисто физически сложно.
Рассказала Александра и о своей мечте.
- Я мечтаю сыграть в пьесе Чехова. Представляете, я его ни разу не играла – ни в институте, ни в театре, нигде. Конечно, моя мечта – это «Дядя Ваня», хотя женской роли, подходящей для меня, там нет. Я бы хотела сыграть Астрова, но режиссер мне его не дает. Сейчас же я репетирую Ибсена, «Гедду Габлер», а ведь говорят, что Чехов вышел из Ибсена… - говорит актриса.
Шен Те и Шуй Та, торговец водой Ванг и парикмахер Шу Фу, домовладелица Ми Цзю и безработный летчик Янг Сун… Китайские имена, немецкие зонги, но вполне узнаваемые вечные проблемы. Наверное, без точного попадания во время, в интересы публики, спектакль не был бы столь успешным. И не шел бы в столичном театре имени А.С. Пушкина с начала 2013 года. В Ульяновске же он собрал настоящий аншлаг, а три часа, которые идет спектакль, пролетели на одном дыхании.