Ульяновская область
Меню
Закрыть
Новости региона
Ульяновская область

Архитектор Михаил Капитонов: «Проводя ремонт в Ленинском мемориале, мы постепенно теряем его ценность»

Исследователь советской архитектуры и организатор крупной конференции «МодУль» рассказал корреспонденту mosaica.ru, за что стоит ценить здание Ленинского мемориала.

vk.com
vk.com

Несколько дней назад архитектор и идеолог недавно прошедшей конференции «МодУль» Михаил Капитонов разместил в соцсетях пост о том, что зал, в котором проходила работа, (это потрясающее место, где круглые сутки гуляет солнечный свет, пишет он), переоборудуют под органный уже к концу 2019 года. В связи с этим Михаил задает тем, кто уже готов начинать работу, а также региональным властям ряд вопросов:

- нужно ли городу и области тратить миллионы рублей на зал, который заведомо не может быть отличным?

- где социологические исследования, которые бы доказали потребность города в органе в Ленинском мемориале?

- где сам проект? Почему никто не показывает, какие именно преобразования ждут помещение мемцентра? Этот вопрос особенно важен, поскольку здание является объектом культурного наследия федерального значения, и, как сказано в личном блоге представителя профильного ведомства, окна, пространственное решение зала, этажность и высотность подлежат охране;

- может быть, проще отмыть окна и использовать этот зал по своему прямому назначению — для проведения конференций, выставок, собраний, даже создания коворкинг-зоны в самом центре города с панорамным видом на Волгу?


Корреспондент mosaica.ru встретился с Михаилом и узнал о том, как обстоят дела в городе с восприятием Ленинского мемориала и советского модернизма в целом.

Тот самый зал, куда хотят поставить орган

«Имени Ленина не стоит стесняться, он почти как Дарт Вейдер» 

- Почему после проведения значимого события в сфере архитектуры в Ленинском мемориале вновь заговорили об установке в одном из залов органа? На мой взгляд, внутри этого лежит конфликт поколений с разными системами ценностей. Сейчас во власти в основном находится поколение 50+, то есть 50-60-летние люди. Советский модернизм старшее поколение не считает чем-то ценным. В плане стиля им больше нравится классика, ордерная архитектура, колонны… это они считают красивым и ценным. Если человек этого поколения будет проектировать свой дом, он выберет классический особняк в духе Августа Шодэ – с коваными чугунными решетками, вазонами и всем прочим, - рассказывает Михаил. - Модернизм больше нравится молодым. По моему опыту, 30-40-летние люди заказывают дома с плоскими кровлями, окнами в пол, с объединенным пространством, перетекающим из одного помещения в другое. Для старшего поколения советское наследие не представляет ценности, принимая определенные решения, эти люди не чувствуют значимости того или иного здания.

- Более того, одним из главных городских смыслов до сих пор остается имя Ленина. Когда приезжаю в другой город, люди знакомятся, узнают, что я из Ульяновска, первая реакция: а, это родина Ленина! Воспринимать этот образ можно по-разному, разной может быть оценка советского наследия, но это то, что действительно узнают. На мой взгляд, сейчас Ленина стоит воспринимать как Дарта Вейдера – он уже давно персонаж массового сознания. Узнаваемость – это определенный ресурс, который нужно использовать.

- Самое интересное: представители креативного класса, фотографы, дизайнеры, архитекторы, восхищаются советским дизайном, их не интересует эта идеологическая нагрузка. Одним из любимых зданий остается Ленинский мемориал – это качественный дизайн модернизма конца 1960-70-х годов. Острый вопрос реконструкции здания исходит из того, что ценности в этом дизайне не зафиксированы и никак не сохраняются. Размещение органа предполагает полную реконструкцию помещения – задумка архитектора будет изменена. Такой же сложный для нас объект – библиотека им. С.Т. Аксакова. В рабочей документации, которая сейчас обнародована, нет никакой попытки что-то сохранить. Мемориал же является памятником, у него есть статус ОКН. Мы начали изучать документацию, там написано, что интерьер зала стоит на охране и вмешательство станет грубым нарушением. Но ни статус памятника, ни его отсутствие не гарантирует сохранности объекта.

Что касается Ленинского мемориала, в нем происходят определенные работы, но они будут идти постепенно. Пока ничего серьезного не было, хотя некоторые залы уже ремонтируют, и это происходит с ухудшением архитектурного качества. Современная система работы не обеспечивает того качества, которое было в 1960-70-х. Понемногу мы снижаем качество, так теряется аутентичность, и нам будет сложнее признать ценность и включить мемориал в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Пока не наделано много ошибок, нужно притормозить и подумать. 

- В 2018 году выполняются проектные работы по реконструкции здания, при этом сама задача – вместить орган – предполагает, что охранные обязательства будут нарушены. Выполнить эту задачу, сохранив аутентичный интерьер, нереально. Администрация входит в сложную ситуацию, потому что в самом решении заложено противоречие. Не менее важен и смысл – чтобы создать одно, мы уничтожаем другое. И как показывает практика, осознание ценности советского модернизма есть только у узкой прослойки экспертов. Донести до простого среднестатистического жителя пока не получается, - продолжает Михаил Капитонов. - Нам приходится идти на конфликт с целью просто вынести проблему на обсуждение. Здесь важно, чтобы у нас получился диалог. Ведь, возвращаясь к органу, ему можно найти альтернативные площадки, за счет этой функции можно оживить здание, фрагмент города, где сейчас мало что происходит. А мемориал всегда используется по своему прямому назначению – там проходят крупные конференции, такие, как «Стачка», форумы, концерты. Функция общественного пространства – это, на мой взгляд, наиболее оптимальное, что там можно сделать.

- Цифры, заложенные на ремонт (всего за два года планируется потратить около 1 млрд рублей – прим. ред.), не должны никого удивлять, потому что здание уникально. В 1970-м году Ульяновск получил огромный подарок, это как дорогой автомобиль, какой-нибудь «Ягуар» 1986 года. Когда задумываешься о ремонте такого раритета и начинаешь смотреть какую-нибудь кнопку подъема окна, оказывается, что она стоит 25 тысяч рублей. То же самое можно сказать про мемцентр. Оригинальные дверные ручки – цельнометаллические. Я даже боюсь представить, сколько стоит сейчас изготовление их аналога. Уникальность нашего здания заключается еще и в детальной проработанности на всех уровнях. Здесь все продумано до мелочей, поэтому если нарушить одно помещение, будет утрачен смысл всего комплекса.

Конференция «МодУль»: первая Всесоюзная 

Михаил и его единомышленники настолько увлечены темой советского модернизма, что решились на проведение серьезного мероприятия. С 14 по 16 сентября вместе с фондом «Ульяновск - культурная столица» организовали конференцию «МодУль», пригласили именитых архитекторов и исследователей модернистской архитектуры, узнали, как ее сохраняют в других городах.

- Огромная радость проведенной недавно конференции «МодУль» в том, что два дня мы провели в пространстве мемориала. Все помещения действительно очень комфортны для нахождения, а сохранившаяся мебель – удобна, у нее хорошие лекала и формы. Дизайн самого зала, куда хотят поставить орган, сохранился: деревянные панели, остекление с двух сторон, подвесной потолок, светильники. Зал может быть использован по-разному: и как кинозал (там есть экран), и как помещение для репетиций музыкантов, и как конференц-зал. Он быстро и просто трансформируется – и это ценный ресурс. Мы на время «МодУля» принесли туда стулья и столы, расставили микрофоны – и он превратился в конференц-зал. Функция органа – стационарна. То есть один раз занесли туда – и зал сложно будет трансформировать во что-то другое.

- Если говорить о самой конференции – событие получилось наполненным. Приезжали очень классные спикеры с интересными лекциями. На мой взгляд, не дотянули мы только с рекламой, ее было маловато. Ценность самого события мы не смогли донести до массового сознания, конференция получилась мероприятием «для своих». Конференция помогла нам разобраться, что делать дальше с советским наследием. Здорово, что формируется сообщество федерального и даже, можно сказать, мирового уровня – это заинтересованные люди, которые знают, что в Ульяновске есть нечто интересное, которые готовы приезжать с выступлениями, осуществлять активный культурный обмен. Мы нашли партнеров в лице московского вуза ИГУМО, где работают очень креативные люди. Они подключились к нам на этапе организации, мы отправили в Москву выставку, которую готовили специально для конференции. Количество партнеров растет и увеличивается, есть заинтересованность зарубежных архитекторов.

Кстати, Михаил узнал, что чем-то подобным сейчас занимаются и городские структуры. Так что, возможно, в скором времени можно ждать новых событий, поднимающих статус Ульяновска в мире.

Фото: https://vk.com/modulyanovsk

Нет комментариев
Обсудить