А был ли заяц? В 1833 году Пушкин посетил Симбирск
К информации, содержащейся в письмах поэта к жене, нужно относиться с осторожностью, считает ульяновский краевед.
Осенью 1833 года дважды – по дороге в Оренбург и обратно – Александр Сергеевич Пушкин посещал Симбирскую губернию. Он искал живых свидетелей восстания Емельяна Пугачёва, предания и документы.
Первое посещение губернии состоялось 10 (22 по новому стилю) сентября. Где в наших краях бывал великий русский поэт, и какое отражение это нашло в его творчестве?
Сам Александр Пушкин приезжал сюда в гости к своему другу, поэту Николаю Языкову. В поисках материалов о Пугачёве Пушкин пересёк всю губернию. Сразу в нескольких произведениях Александра Сергеевича можно найти упоминание Симбирска. Один из главных пушкинских персонажей Петруша Гринёв – симбирский дворянин. Завершая «Капитанскую дочку», Пушкин пишет о нём и его супруге Марии Гавриловне: «Потомство их и доныне благоденствует в Симбирской губернии».
Существует версия, что поэт, находясь в Симбирске, останавливался в доме губернатора Загряжского. Александр Сергеевич учил губернаторских дочек танцам и любил повальсировать с одиннадцатилетней Лизонькой Загряжской. Позже Лиза вышла замуж за младшего брата поэта, Льва Пушкина.
Верится с трудом
9 или 10 сентября 1833 г. Александр Сергеевич выехал из Казани и прибыл в наш город. Убедившись, что его друга Николая Языкова нет в Симбирске, он отправился в его имение, село Языково, но застал там лишь его братьев, Петра и Александра. (С Николаем он увидится уже в октябре – на обратном пути.) Значительная часть «Истории Пугачёва» написана на основании документов, полученных у Языковых.
Переночевав, он вернулся в Симбирск, где провёл ещё один день. А в ночь с 12 на 13 сентября поэт выехал в сторону Оренбурга, на юг, по правому берегу Волги. Однако доехал только до третьей станции, Сенгилея. Встретил по дороге зайца (плохая примета). А потом увидел, что все станционные ямщики, по его собственным словам, либо пьяные, либо слепые. И вернулся назад, в Симбирск. Через день Пушкин выбрал другую дорогу – по левобережью.
Сотрудник музея-заповедника «Родина В.И. Ленина», исследователь симбирской старины Иван Сивопляс, досконально изучивший все детали пребывания Пушкина в Симбирской губернии, ставит эпизод с зайцем под сомнение.
– Скорее всего, Александр Сергеевич не выезжал в этот день из Симбирска и сочинил в письме Наталье Николаевне такое оправдание своей задержке в городе более чем на сутки. Супруга поэта ревновала его, для чего сам он давал определённые основания. Поэтому и старался погасить любые подозрения, придумывая предлоги для задержек и эпизоды, которых не было в действительности, – сообщает краевед данные из своей книги о Пушкине, издание которой в настоящее время оказалось под вопросом.
В пользу осторожного отношения к эпистолярному наследию поэта Иван Сивопляс приводит эпизод из пребывания Александра Сергеевича в Казани. Дабы не вызвать ревность супруги, он описал в своём письме домой местную поэтессу Александру Фукс как некрасивую и неопрятную старуху, которая на самом деле была молода и, по общему признанию, весьма миловидна.
Рисунок Пушкина
Так или иначе, Пушкин переправился на левый берег, откуда поехал в сторону Оренбурга. В записной книжке поэта сохранился сделанный его рукой симбирский пейзаж. Пушкин схематично зарисовал снизу, с Волги, Смоленскую гору, как в то время назывался один из склонов Волжского косогора в районе нынешнего Рылеевского спуска. Внизу этого спуска (носившего название Смоленский) была и Смоленская церковь, разрушенная оползнем в девятисотых годах.
Рукою поэта помечено: «Смоленская гора Церковь Смол. и домъ Карамзина. 15 сент. Волга». Зарисованный дом на горе принадлежал не историку Николаю Карамзину, а его родному брату Василию Михайловичу, умершему в 1827 году. Дом, согласно исследованиям Бориса Аржанцева, находился на углу нынешних бульвара Пластова и улицы Пролетарской, сейчас там незастроенная территория, примыкающая к общежитиям педуниверситета и спорткомплексу «Буревестник».
В письме к жене от 14 сентября 1833 года поэт писал: «Теперь еду опять другим трактом». Очевидно, что выехал он на следующий день, 15 сентября, сделав зарисовку горы во время паромной переправы на левый берег.
По пугачёвским местам
Какие места нашего города кроме языковского и губернаторского домов посетил Александр Пушкин? Вне всяких сомнений – места, связанные с пребыванием в Симбирске крестьянского вождя Емельяна Пугачёва. А тот «гостил» здесь не по своей воле. Пугачёва привезли в Симбирск в деревянной клетке, закованного в цепи. В пушкинской «Истории Пугачёва» есть эпизод его публичного допроса главнокомандующим графом Петром Паниным в октябре 1774 года. «Кто ты таков?» – спросил он y самозванца. «Емельян Иванов Пугачёв», – отвечал тот. «Как же смел ты, вор, назваться государем?» – продолжал Панин. «Я не ворон, – возразил Пугачёв, играя словами и изъясняясь, по своему обыкновению, иносказательно, – я воронёнок, а ворон-то ещё летает».
Где именно был допрос? Известно, что клетку доставили прямо ко двору графа Панина. Сам же он остановился в лучшем на то время каменном доме, принадлежавшем купцу Пустынникову (другая фамилия – Мясников), в котором за семь лет до того останавливалась проездом через Симбирск сама императрица Екатерина II. Дом этот был расположен на месте, где в 70-е годы XIX века была построена военная гимназия, ставшая затем кадетским корпусом, в советское время – танковым, а ныне – суворовским училищем.
В записной книжке поэта есть пометка, сделанная между 10 и 15 сентября 1833 года: «Панин. Дом Пустынникова». Посещение этого дома Александром Сергеевичем в сентябре 1833 года почти не вызывает сомнений у исследователей симбирской старины.
Краевед Иван Сивопляс также сообщил, что в этом доме на момент визита поэта находился местный почтамт, где путешественник просто обязан был подписать подорожную.
Справка
Род Пушкиных был связан с Симбирском ещё до рождения поэта – два его предка были в XVII веке воеводами Симбирска. Симбирский губернатор Загряжский – двоюродный дядя Натальи Гончаровой. В 1941 году в Ульяновск были эвакуированы прямые потомки Пушкина, его праправнуки Юлия Григорьевна и Александр Григорьевич Пушкины. Последний прожил здесь год, заболел воспалением лёгких и умер, его могила находится на городском кладбище по улице Карла Маркса.