Махинация «Реновация». Дома по программе построили, но мест для обитателей старых трущоб там не нашлось
Были времена, когда появились общества обманутых вкладчиков. «МММ», «Русский дом Селенга», отличная компания «Хопер-инвест», ну, вы помните. Пострадавших было достаточно. Эти времена сменились другими, и появились общества обманутых дольщиков. Местная классика – фирма «Капстрой», сумевшая продать одну квартиру 12 раз. Теперь впору создавать общества обманутых переселенцев из аварийного жилья. Пришли времена новых махинаций, и одна из них – реновация.
В редакцию mosaicа.ru обратились жители улицы Автозаводской, которые, судя по озвученной программе реновации, давно уже должны были жить в новых благоустроенных квартирах, но обитают по-прежнему в своих разваливающихся «сталинках», в то время как дома, где они должны были справить новоселье, уже давно и благополучно возвышаются над старым Засвияжьем своими новыми этажами. Но тех, ради кого это все якобы затевалось, в новые дома не пускают.
Гром среди ясного неба
Нам говорят, реновация продолжается. Впереди у города грандиозные планы: - расселение в 2019 - 2020 годах девяти аварийных домов: № 8, 10, 12 и 14 по ул. Хваткова, № 8 по 4 пер. Ватутина, № 7 по ул. Герасимова, № 18 по ул. Автозаводской, № 55 по ул. Ростовской и № 71 по ул. Любови Шевцовой. В общей сложности в новое жильё должны переехать обитатели 182 квартир, всего - 440 человек. На эти цели из бюджетов всех уровней будет выделено 212 миллионов рублей.
Во многих оптимистичных сюжетах на эту тему в качестве примера об уже проделанной работе приводилось, в числе прочего, успешно осуществленное строительство по улице Автозаводской. Жители окрестных двух- и трехэтажных «сталинок», судя по официальным публикациям, уже давно и благополучно въехали в новые квартиры двух построенных здесь огромных многоэтажных домов.
И, как гром среди ясного неба, обращение в редакцию жительницы дома № 26 по улице Автозаводской Галины Викторовны Павловой. Она, как и остальные жильцы этой двухэтажки, должна была переехать в соседнюю недавно выстроенную громадину по адресу Автозаводская, 28. Но старый дом по-прежнему на месте. А свободных квартир в новом доме, представьте, нет. У жильцов соседнего (через дорогу) двухэтажного дома по Автозаводской, 43/2 – похожая история. Строительство рядом с ним нового длинного-предлинного дома, обозначенного на «Яндекс.Карте» сразу тремя номерами – 47, 49 и 49 «а», развернулось у них под самыми окнами. Но жители не бунтовали: им обещали квартиры в новом доме и даже провели жеребьевку – кому какая достанется. Угадайте финал истории! Правильно, расселять старый дом никто и не думает до сих пор. Да и вселяться некуда: все квартиры заняты. То есть проданы другим новоселам. За деньги.
Такие люди обещали!
В наши дни при поисках правды жители этих двух домов нередко слышат от чиновников разных уровней, что-де ошибаются они. Что их дома в программу реновации на данный момент еще даже и не включили. Что слухи эти нелепы и действительности не соответствуют. Потом, когда-нибудь, может быть. Какие обещания? Вы что-то путаете!
Придется прокрутить колесо истории на несколько лет назад. Официальный сайт Засвияжского района Ульяновска, 26 июня 2014 года:
Итак, дом № 43/2 в первоначальные планы реновации на 2014 год определенно был включен.
Что касается дома № 26 по той же улице, то он был включен в список расселяемых и предназначенных к сносу постановлением «сити-менеджера» Сергея Панчина (при мэре Марине Беспаловой) от 29 мая 2015 года, о чем также сообщали местные СМИ.
Первая очередь строительства одного из новых домов (а именно № 47) была ознаменована в феврале 2014 года визитом лиц, весьма высокопоставленных. В наш город прибыли председатель наблюдательного совета ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ» Сергей Степашин, генеральный директор той же госкорпорации Константин Цицин, сенатор Сергей Рябухин. Местная власть в лице губернатора Сергея Морозова и мэра областного центра Марины Беспаловой с гордостью демонстрировали гостям новостройку. А столичные гости уехали весьма довольные ульяновским опытом реновации, который назвали очень ценным.
Нас уже здесь нет!
Галина Павлова, дом № 26 по улице Автозаводской:
- Началось-то это еще в 2011 году. К нам приезжали Морозов вместе с Беспаловой во двор. Проводили собрание. Обещали, что построят дом, что мы из подъезда в подъезд переедем, что мы входим в программу реновации. И что в итоге? Наш старый дом стоит до сих пор! Дом, действительно, построили там, где нам обещали. Но квартиры в нем - продали. Девятиэтажный дом построили в конце 2012 или в 2013 году. Я звонила тогда в администрацию Засвияжского района, объяснила ситуацию. Мне сказали: «Да вы что, вы ошибаетесь, вы никогда в эту программу не входили. Вот, если когда-нибудь в будущем инвестор найдется, тогда, может быть, что-то и получится». Такая же ситуация - в доме напротив (Автозаводская, 43). Там они уже жребий бросали. Знали, в какие квартиры будут въезжать. У меня там знакомые живут. Они говорили: «Вас-то обманули, а нас, видимо, не обманут, потому что мы знаем уже, в какие квартиры мы въедем». Там построили, по сути, два девятиэтажных дома. А жители, как жили в сталинском доме, так и остались жить. Что касается жителей снесенных домов, то они получили квартиры. Но как жили две семьи в одной квартире, в такой же тесноте их и поселили».
Действительно, программа реновации никому не обещает переселение по советским нормативам – с определенной квадратурой на человека. Здесь подарков ждать не следует. Но следовало выполнить хотя бы обещанное. Так ведь нет! Кстати, Галина Павловна рассказывает и такой эпизод. Встретив губернатора на позапрошлом Дне города (получается, 2017 год – ред.) муж рассказчицы напрямую задал вопрос Сергею Морозову: почему, мол, не выполняется ваше обещание? Сергей Иванович, придав себе сильно возмущенный вид, высказал негодование по поводу то ли застройщика, то ли собственных подчиненных, то ли городских властей. И заверил, что жители двухэтажки непременно въедут в новые квартиры. С тех пор прошло полтора года, и ничего не изменилось.
Юрий Золотов, дом № 43 по ул. Автозаводской:
- Поселили в новый дом только тех, кто жил в снесенном двухэтажном доме № 47. Другой дом стоял – зеркально нашему, их расселили вообще по всему городу. Кого на Отрадную, кого на Варейкиса. Все эти собрания и жеребьевки, на наш взгляд, делались для того, чтобы мы никуда не жаловались на неудобства от стройки. Нам говорили, потерпите, зато потом переедете в нормальное жилье. Когда я говорил на собрании: давайте составим какой-нибудь договор, мне отвечали, нет, никаких договоров не нужно. Мы вам обещаем. Обещал и директор «Стройзаказчика» Александр Шканов, и глава компании-застройщика Сергей Майоров. У меня интересный случай был. Я заболел, пошел в поликлинику, раньше относился к поликлинике на 50 лет ВЛКСМ, 8а, МСЧ УАЗ (Ныне – Центральная Клиническая медсанчасть – ред.). В регистратуру подхожу, а они говорят: вашего дома нет! Ездил на Богдана Хмельницкого, может туда перевели? Там надо мной посмеялись. Наши дома отовсюду уже вычеркнули! Нас уже здесь нет!
В Ульяновской области жилье, попадающее под реновацию, делится на две группы. Первая - многоквартирные жилые дома, относящиеся к аварийным и подлежащие сносу. Это проекты застройки в поселке УКСМ, на улицах Стасова и Герасимова. Вторая группа - жилые дома, которые не признаны аварийными, но снос их возможен на основании принятой муниципальной адресной программы за счёт средств застройщиков данного участка. Именно по этой схеме и была произведена реновация на Автозаводской. И что, спрашивается, может заставить застройщика, возводящего дома на свои средства, отдать часть квартир бесплатно? Разумеется, он этого по возможности и не делает. Почему "обещалкины" от власти решили, что это будет иначе - непонятно. Зато участие в программе дало застройщику возможность провернуть свой бизнес без хлопот и протестов жителей. А местным властям - отрапортовать перед вышестоящими федералами о "ценном передовом опыте".