Ульяновская область
Меню
Закрыть
Новости региона
Ульяновская область

Предприниматель первой волны Александр Данилов: «В бизнесе, как в альпинизме, идешь к цели шаг за шагом»

В канун Дня российского предпринимательства журналист mosaica.ru встретился генеральным директором ООО «АДК», председателем Ульяновского объединения предпринимателей Александром Даниловым.

Екатерина Эйрих
Екатерина Эйрих

- Александр Анатольевич, 26 мая 1988 года был принят закон «О кооперации в СССР», фактически разрешивший частное предпринимательство. Расскажите, а с чего началась ваша личная история бизнеса?

- Более тридцать лет назад я работал на машиностроительном заводе инженером-конструктором по внедрению новой техники, занимался научно-исследовательской работой. Однажды столкнулся с проблемой - часть опытных образцов мы не могли внедрить, потому что кто-то где-то недоработал. Стал искать и нашел «узкое звено»: простой работяга отказывается делать экспериментальную деталь, например, панельку на прибор, потому что ему невыгодно. Мол, платите больше, тогда сделаю. Я договорился с руководством, создал временный творческий коллектив, который выполнил необходимую работу, завод получил деньги. Правда, потом возник вопрос с оплатой исполнителей, но и этот вопрос я решил. Потом увидел, что проблем намного больше, и чтобы их решить, я в 1989 году создал свое предприятие «СТМ» («Скорость. Техника. Мысль»), которое начало внедрять новые разработки, привлекая другие опытные производства, КБ, НИИ, в том числе из Москвы. И у меня все пошло лётом, потому что людям мы платили напрямки.

А еще меня подстегнуло к предпринимательству желание построить дом. В советские же времена очередь на жилье была на лет 30, а у меня - двое детей,  и никаких перспектив на расширение жилья. Я нашел земельный участок, «доставал» дефицитные стройматериалы, на которые были нужны деньги. А в конце 80-х на заводе платить стали плохо, да еще и с задержкой по полгода. Но эту, практически невыполнимую цель - построить за три года дом - я все-таки достиг.

- Есть свой «рецепт» успеха?

- У меня есть опыт горных походов, когда ты идешь к вершине шаг за шагом – перевал, другой… Так вот в бизнесе, как в альпинизме, тот же принцип - step up step. Надо много работать и не думать, что твоя цель далеко и так недостижима, - просто нужно каждый день делать шаг.

- А почему ваша первая фирма закрылась?

- Жива еще была во мне советская психология: мы друзья, мы едины, все семь человек в фирме стали ее учредителями. Дело хорошо развивалось, но я вдруг столкнулся с тем, что работаю один, а прибыль надо делить на семерых.

- Семеро с ложкой, один – с сошкой!

- Еще и претензии были: а что это мне меньше заплатили, а ему больше. Я говорю: ну, ребята, работать же надо! Но вот одному поручил договориться с начальником цеха, - не смог по-хорошему, начал права качать. А у меня получилось.

- То есть вы уже тогда поняли, что одно из важных качеств предпринимателя – умение договариваться?

- Конечно! Умение находить контакты, общий язык с потенциальными партнерами – показать, в чем будет его выгода. Тогда человек начинает с тобой работать. 

- Когда вы создали новую компанию, то не стали повторять ошибки…

- Да, я стал единственным учредителем. Поначалу моя компания «АДК» («Александр Данилов и компания) занималась научно-исследовательской работой, я сразу ушел на межзаводскую интеграцию, начал для других предприятий делать опытные образцы. И тут уж один крутился, решал новые задачи по товарообмену. Денег-то живых в то время особо не было, сплошной бартер, и цены менялись быстро, так что надо было оперативно заниматься этим движением - менять товары: оснастку – на двигатель от уазика, двигатель - на куриное яйцо, яйцо – на стиральный порошок и т.д. Всем занимались в то время!

А еще я уже в то время увлекался фотографией, вот и решил начать фотобизнес. Поставил одну точку, купил мини-фотолабораторию, и потихоньку на этом бизнесе остановился, - он мне нравился. И хоть остальные и были более доходными, но я их бросил. Кроме фотобизнеса начал еще заниматься строительством, построил несколько зданий. Но тут я двигался очень медленно.

- Почему?

- Мой принцип - не давать взяток. А у нас ведь как: не подмажешь, не поедешь. В результате я оформлял документы на участок по 5-7 лет, а потом строил 11 месяцев. Но я не жалею об этом, и сейчас поступил также.

- Когда пришло осознание объединиться с другими предпринимателями?

- Бизнес - это такая вещь, где все друг другу волки: в условиях жесткой конкуренции по-другому не выжить. Не случайно, в те времена и заказные убийства были.

И люди, которые находятся на первых позициях, становятся очень одинокими: ты же с коллективом не можешь панибратствовать, любые попытки дружить с подчиненными заканчиваются плохо.

Но вот в середине 90-х появился  бизнес-клуб, Владимир Ртищев, который его создал, смог предпринимателей настроить на мирный лад. Мы встречались, общались по-дружески, не ставили каких-то политических целей. В политику я позже пошел, но быстро в ней разочаровался: не увидел я там светлых целей - что-то улучшить, так, какая-то мелочь…

- Помните первый съезд ульяновских предпринимателей?

- А как же! Тогда это был такой энтузиазм, восторг, душевный подъем, мы, как первую пятилетку поднимали. Перед нами открывались такие горизонты,  что дух захватывало: мы можем! Можем купить грузовик, станок, создать предприятие, производить продукцию! Столько  возможностей было: куда ни «ткни палку» – она начинает «плодоносить».

Была же ломка эпох, тотальный дефицит: все советское было заточено на военную промышленность, а товары народного потребления —вторичны. Поэтому мы были на коне, деньги шли сами, только работай.

- На последнем съезде предпринимателей вы подняли проблему местных инвесторов…

- У нас ведь как? Кто-то хочет что-то создать - построить автомойку, гостиницу или магазин, вкладывает личные или кредитные деньги. Подписывает документы, начинает строительство, и вдруг чиновник выдает постановление: запретить! Предприниматель идет в суд, и если даже выигрывает (хотя суды чаще встают на сторону мэрии), то все равно теряет деньги, время. А некоторые и разоряются, знаю немало таких случаев. Предпринимательница Ольга И., которая взяла кредит на обновление детского павильона в центре города, из-за чиновничьего запрета разорилась в ноль, с сердцем попала в больницу.

Мы обратились к губернатору: почему творится такое беззаконие, почему виновный чиновник не несет субсидиарную ответственность на сумму,  которую потерял бюджет: предпринимателю, доказавшему в суде свою правоту, выплачивают потерю из бюджета. Почему налогоплательщики должны платить за нарушения какого-то чиновника?!

В 2014 году под нашим давлением было подписано соответствующее постановление, но, насколько мне известно, ни один чиновник до сих пор материально не пострадал.

- Вы на съезде еще говорили о несправедливых тарифах на энергоносители…

- Это еще одна большая проблема для предпринимателей. Частные лица сегодня платят 2,3-2,5 рубля за киловатт в час, а юрлицо – 7 рублей. Но почему?! Мы платим авансом, но оптом, покупая, скажем, сто киловатт, я плачу в три раза дороже, чем в розницу. Нам говорят о перекрестном субсидировании, заботе о народе. Но из-за высоких тарифов себестоимость товаров выше, цены растут, и население страдает в первую очередь. О какой конкуренции с Западом может идти речь? Во всем мире, чем больше ты потребляешь электроэнергии, тем меньше за нее платишь, это закон рынка, это естественно!

И еще. Российская империя ценила промышленников, фабрикантов, меценатов. А сейчас посмотрите на городскую доску почета: предпринимателей там нет! У нас все будет развиваться только тогда, когда предприниматели будут уважаемы, находиться даже не во власти, - а формировать обстановку, командовать развитием общества – тогда оно будет богаче. Раньше школьники хотели  быть предпринимателями, а сейчас мечтают о госслужбе, о стабильной зарплате, непыльной работе без риска. А предприниматель может прогореть в один момент!

- У вас такое было?

- Однажды у меня было семь проверок за два месяца. Я «послал» одного товарища, который требовал от меня взятку, вот он и пригрозил: ну, я тебе устрою! И стал писать жалобы во все инстанции. Доходило до смешного: ко мне пришла природоохранная прокуратура: на вас поступила жалоба, что вы добываете полезные ископаемые… в центре нового города. Я строил здание на проспекте Ульяновском и заказывал машину, которая бурила, чтобы сделать пробы грунта…

- Какая помощь, на ваш взгляд, нужна предпринимателям?

- Я всегда говорю: не надо помогать, главное не мешайте! Предприниматели – люди, которые приносят деньги из ничего, просто нам нужны постоянные правила жизни!

- А на деле как происходит?

- Нам увеличивают налоги, создают административные барьеры, принимают противоречащие законы: выполнишь один, - не сможешь выполнить другой. Предпринимателя можно посадить – любого! Тебя постоянно держат на мушке, в России сегодня 100 тысяч предпринимателе за решеткой, и большинство дел разваливается на стадии рассмотрения. О сфабрикованных делах говорят на самом верху, но ничего не меняется!

У нас борются с предпринимателями созданием отрицательного имиджа, в результате население, особенно пенсионеры, считает бизнес какими-то клопами, которые пьют народную кровушку.

 - Так вроде бы эпоха «малиновых пиджаков» прошла.

- А вы пообщайтесь с простыми людьми, послушайте, что они говорят! Я недавно подвозил мужчину, который всю дорогу костерил предпринимателей: такие гады! не доплачивают!  Общаюсь с высоким чиновником, он мне: «все беды от предпринимателей, они недоплачивают налогов, поэтому мы не можем нормально платить бюджетникам!»

- Если бы пришлось начать все заново, ввязались бы в это?

- Когда-то у меня появлялись мысли, что не надо бы так «дергаться», рисковать… Но у меня не было другого пути для достижения моих целей: бизнес - единственный способ сделать это.

-  Как оцениваете современную предпринимательскую среду?

- Молодежь приходит в бизнес, но нет у нее какого-то полета. У нас же с пионерских времен был задел, что надо облагодетельствовать человечество. Сейчас все намного циничнее. Наверное, время такое – более злое, с более «правильным»  капитализмом. В результате поднимаются самые «клыкастые», наглые. Но все-таки должна быть селекция добрых людей в бизнесе, тогда и общество будет лучше, всем будет лучше.

Фото Екатерины Эйрих, видео Олега Муркаева (mosaica.ru)

Нет комментариев
Обсудить