Не повысить, а снизить. Смогут ли в Ульяновской области изменить ставку налога на имущество
Эксперты порассуждали о возможности изменения налогов для рядовых собственников имущества.
По информации астраханского портала «КаспийИнфо», в регионе буквально недавно снизили ставки налога на имущество физических лиц. Более того, смогли добиться, чтобы ставки для владельцев коммерческих помещений уменьшили задним числом.
Жители Астраханской области были возмущены резким повышением налога на коммерческую недвижимость, включенную в перечень, утвержденный областным агентством по управлению государственным имуществом. Поэтому Городской думе пришлось понизить ставку в четыре раза. В 2018 году она составляла 2% от кадастровой стоимости и была снижена до 0,5%. До 0,1% уменьшили ставку налога на жилую недвижимость. Оба нововведения ввели задним числом: первое - с начала 2017 года, второе – с января 2019 года.
Как относиться к этому прецеденту, пояснили эксперты. Так, аналитик «ФИНАМ» Алексей Коренев уверен, что такое нововведение вполне сможет улучшить ситуацию в экономике региона.
Алексей Коренев
аналитик ГК «ФИНАМ»
В текущей экономической ситуации, когда расширение экономики практически буксует, а потребительский спрос стагнирует, снижение налогов будет крайне благосклонно воспринято и предпринимателями, и физическими лицами. Более того, эта мера способна вызвать оживление в местном бизнесе, особенно если речь идет о малых и средних предприятиях и предпринимателях, только открывающих своё дело. Снижение же ставок налога на имущество для физических лиц снизит в итоге налоговую нагрузку на них, высвобождая дополнительные денежные средства, которые пойдут на увеличение потребления домохозяйствами, не только стимулируя в итоге спрос и развитие розницы, но и позитивно сказываясь на объемах производства (растет платежеспособный спрос – растет производство – растут доходы – растет спрос и т.д. по кругу). Т.е. руководство Астраханской области достаточно явно понимает, что налоговый пресс не только негативно сказывается на уровне жизни астраханцев, но и тормозит развитие региональной экономики.
Вообще, снятие дефляционного воздействия на индекс потребительских цен, вызванного в свою очередь низкой покупательской способностью граждан, является достаточно сложной экономической задачей, требующей хорошей подготовки и крайне сбалансированного подхода. Но при успешном решении этой задачи приводит к тому, что и промышленность региона, и уровень потребления товаров и услуг гражданами в конечном итоге показывают положительную динамику.
Коренев пояснил, что применение такого опыта в других регионах страны также возможно, вопрос лишь в профессиональных компетенциях тех, кто будет заниматься данным вопросом. При грамотном подходе позитивные результаты могут быть достигнуты в достаточно сжатые сроки.
А как в Ульяновской области
Однако ульяновские экономисты выразили сомнения в эффективности такой меры. Возможно, понижение налоговой ставки негативно скажется на экономике области, которая и так переживает не лучшие времена.
Анатолий Лапин
доктор экономических наук, профессор УлГУ
Налоги являются основной частью дохода бюджета, поэтому если мы снижаем ставку, мы лишаемся определенной суммы дохода бюджета. Значит, мы должны либо сократить на эту сумму соответствующие расходы, либо за счет чего-то компенсировать «выпадающие» доходы. Но если ничего такого не предвидится, то необходимо увеличить дефицит, то есть залезть в большую сумму долга. Оно того стоит?
Понижение налога – вещь неоднозначная. Все зависит о того, с какой стороны максимума налоговых поступлений мы находимся. Если мы находимся правее от него, смысл снижать налоги есть. Вслед за этим пойдет увеличение налогооблагаемой базы и поступление налогов бюджет, который от этого выиграет. А если мы находимся левее максимума, будет только хуже. Я к такому решению отношусь отрицательно. Налоги на недвижимость - это ключевая вещь, с точки зрения рыночной экономики. Даже до революции налог на недвижимость был основным компонентом, так скажем, налога на самозанятых. Есть у тебя есть дом или другая недвижимость – плати за нее. Если тебе дорого – продавай.
Я считаю, чтобы недвижимость использовать более эффективно, налоговые ставки нужно только повышать. Снижение ставок может быть предвыборной агитацией, но кто потом объяснит врачам или учителям, что на них нет денег. Если мы посмотрим на бюджет Ульяновска, из 9 млрд рублей больше половины – несобственные доходы города, то, что мы получаем перечислениями из регионального или федерального бюджета. Нужно наращивать собственную налогооблагаемую базу, а налог на недвижимость – это ключевая вещь.
Чуть больше месяца назад ульяновское отделение «Опоры России» предложило оставить текущую ставку налога на недвижимость в регионе. Как считает член Совета местного отделения «Опоры России» Сергей Емельянов, повышение налога может увеличить и без того высокую фискальную нагрузку на предпринимателей. До 2018 года физические лица и индивидуальные предприниматели, владеющие недвижимостью и находившиеся на спецрежимах налогообложения, не платили этого налога. С недавних же пор получается, что у них двойное налогообложение.
Сергей Емельянов
председатель правления Ульяновского регионального отделения Российского общества оценщиков
С 2018 года физлица и индивидуальные предприниматели, владеющие объектами, которые попадают в перечень, сформированный госструктурами, должны платить налоги от кадастровой стоимости. Сейчас в нашей экономике немного «сквозит», кризис чувствуют и рядовые владельцы недвижимости – повышение налоговой ставки будет шоком для тех, кто только начинает получать платежные требования к уплате налогов, если они много лет исправно платили по упрощенке, и им вдруг приходит налог на имущество. Инициатива что-то изменить родилась снизу. Рядовые собственники сформулировали предложения, мы их рассмотрели на нашем комитете по недвижимости.
Наш регион установил максимальную планку: с 2020 года ставка будет 2%. Так, ставка налога на имущество кадастровой стоимости в 2018 году составила 0,7%, в 2019 году – 1,4%. Наблюдается поэтапный вход. Но есть ряд субъектов РФ, где применяются льготы в этой сфере. Например, в Вологодской области «спецрежимники» платят 0,4%, а до максимума в 2% они дойдут лишь в 2027 году. Вологодская область похожа на Ульяновскую – и по количеству жителей, и по другим параметрам. Почему бы нам не взять с них пример?
Мы предложили создать рабочую группу, куда вошли бы представители правительства, министерства цифровой экономики, губернатор, налоговики, бизнес-сообщество, чтобы проанализировать собранные суммы налога на имущество, разницу (как было/ как стало). А уже после этого можно будет делать соответствующие выводы.