На сто лет назад. В Ульяновске хранится уникальный механический театр кукол
Корреспондент mosaica.ru заглянула в музей Ульяновского театра кукол имени народной артистки СССР Валентины Михайловны Леонтьевой, где «оживают» уникальные экспонаты.
Руководитель музея Ирина Владимировна Майсакова в начале экскурсии рассказывает о куклах, которые были задействованы в спектаклях, шедших в разные годы на сцене театра. Он существует в городе более 75 лет. Самым старым экспонатам, представленным в музее, по 20 – 25 лет. Их предшественники не сохранились. Однако зал на первом этаже украшают и красавица Золушка, и Царевна-лягушка, и Принцесса на горошине. Выразительны куклы из «Сказки о рыбаке и рыбке» спектакля 90-х годов прошлого века, а также постановки «Ящик Пандоры» (1989 год): асимметричная кукла одной стороной улыбается, а другой – плачет. В персонажах «Пиковой дамы» можно разглядеть черты реальных артистов театра кукол. А мимирующая мышка из спектакля «Стойкий оловянный солдатик», оказавшись на кисти руки Ирины Владимировны, завела с нами разговор и подмигнула.
Настольные с магнитными каблучками, напольные, марионетки, тростевые, перчаточные — куклы хранятся здесь самые разные, и рассказывает о них Ирина Владимировна интересно и с большой любовью.
Кропотливая работа
Далее мы подходим к большому столу, на котором разместилась целая крестьянская община дореволюционной деревни – 49 маленьких фигурок, каждая из которых занята своим делом. Эту огромную многосоставную коллекцию сделал неграмотный, но талантливый крестьянин Алексей Морозов в начале 20 века, примерно в 1905-1910 годах. Точную дату изготовления установить невозможно, времени никто не знает, потому что мастер работал с ней на протяжении всей жизни. Механизм работает по принципу шарманки: раньше нужно было крутить ручку, а теперь кукол в движение приводит электромотор. У каждой куклы свой привод, который связан с другими фигурками. Сделано это так искусно, что увидеть можно мельчайшие движения и детали.
Вот одна женщина просеивает муку, а другие рубят капусту.
Пока мама стирает белье в корыте, её дочь катает в коляске младшего ребёнка.
Рядом с ними мужчины занимаются строительством: плотник ударяет молотком по стамеске и легкими движениями откидывает кусочки дерева.
Сапожники делают обувь: у них в руках крошечные, по два сантиметра, инструменты и миллиметровые гвоздики – и это все копии настоящих инструментов. Рядом "трудятся" и другие куклы.
В центре девушка прядет пряжу, слюнявя пальчик, чтобы разгладить нитку. Любопытно, что даже веретено в её ручке крутится! А рядом ткачиха водит каретку станка, регулируя её высоту маленькими ножками.
Мужчины раскалывают бревно: один держит топор, другой ему помогает, устало поднося папироску к губам, поглядывая на зрителей. Кажется, что бревно вот-вот развалится, но оно держится уже целое столетие.
А вот собралась за обедом семья. Здесь глава клана, сыновья, один из них с женой, пожилая женщина с сеточкой морщин на лбу подносит ложку ко рту ребенка, а тот вертит головой, расплёвывая кашу.
- Считается, что в этой миниатюре Алексей Морозов изобразил себя и свою собственную семью, и только так мы можем себе представить, как он выглядел. Ни рисунков, ни фотографий мастера не сохранилось. О нём известно только, что он родился примерно в 1867 году в городе Шадринске на Урале и каждую весну ездил со своим театром кукол давать представления на ярмарках по всей России, - рассказывает Ирина Владимировна.
Мастер
Алексей Морозов был известным умельцем при жизни.
Ирина Владимировна Майсакова
Руководитель музея
Упоминания о его механических куклах удалось найти в архивах. В 1923 году Морозов показывал свою коллекцию на Первой всесоюзной выставке Кустпром (до ВДНХ) и получил за неё диплом и золотую медаль. Правда его дети нашли только документы на эту медаль. Там он получил заказы. На его счету ещё три коллекции: «Один день в правлении колхоза» с председателем правления, техническим секретарем и бухгалтером, «Один день в сельском клубе» с балаечником, мужиками, режущимися в шашки, библиотекой, «Один день в зажиточной крестьянской семье» с портретом Карла Маркса на стене, с высокой кроватью и швейной машинкой. В архивах удалось найти только рисунки, которые показывали, как бы это все могло выглядеть. Возможно, они находятся за границей в частных коллекциях, но никаких документальных подтверждений этому нет. После выставки мастер задумал новую композицию, но в 1934 году он с семьей переехал в Майну Ульяновской области, где и умер два года спустя. Он похоронен там же на сельском кладбище, но могила не была найдена.
Бесценная находка
Как же коллекция попала в кукольный театр?
По словам Ирины Владимировны, старший сын мастера Морозова возил на грузовике декорации ульяновского драмтеатра.
- Однажды он признался, что в старом доме на Робеспьера завалены хламом отцовские сундуки с куклами. Об этом узнали в Ульяновском театре кукол. Прибыв на место, театралы нашли деревянные шедевры в идеальном состоянии: даже костюмы и краски на лицах не выцвели. Вот только были они в разобранном виде, но сохранились чертежи.По словам нашего экскурсовода, взялся оживить кукол механик Вячеслав Рыбалко, работавший в те годы при театре. Сначала он собрал стол, а затем по чертежам восстановил коллекцию, заменив рукоятку шарманки электромотором с пластиковыми ремнями. Говорят, что раньше были девушки, лузгающие семечки, но где они теперь, неясно.
По стопам отца
Рядом располагается вторая коллекция, которую доделал младший сын умельца Василий в 1947 году, придя с фронта: столярно-слесарная мастерская. В этой композиции мастер обучает работе на станках работников. Один так усердно похлопывает девушку по плечу, что даже дырочку на кителе простучал. Возможно, Василий создал бы ещё немало удивительных коллекций, но, к сожалению, из-за тяжелых ранений (остался без обеих ног) умер в 1947 году. Эту коллекцию дети Морозова передали театру также, как и большую.
Лучше не двигать
Пару лет назад музей переезжал со второго этажа на первый. По словам Ирины Владимировны, раритетным экспонатам переезд дался тяжело.
- Вековой механизм переносили восемь человек. Нельзя было допустить даже малейший крен! Но крен, видимо, всё же был допущен, так как в некоторых фрагментах наблюдается несовпадение. Обе коллекции поддерживают в рабочем состоянии два инженера-конструктора содной из организаций.
Интересуемся: происходило ли в музее что-то мистическое?
- Однажды я была в музее и услышала стук топорика, но при этом точно знала, что коллекция была выключена и никаких работ в театре не проводилось. Я так и не нашла, что стучало. Больше ничего такого не было. Наши куклы – мирные, - в заключении говорит Ирина Майсакова.