ММВБ: $60,37 €61,36
Опубликовано: в 07:11  

Иерей Яков Коробков: «В прорубь или в храм?»

Фото: предоставлено Симбирской митрополией.

О празднике Крещение (Богоявление) корреспонденту mosaica.ru рассказал батюшка, иерей, клирик Спасского женского монастыря Яков Коробков.

- Стоит ли гадать в Крещенскую ночь или это все-таки грех?

«Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок…»

Перефразируя бессмертную басню Крылова, так и хочется воскликнуть: «Уж сколько лет священники повсюду твердят нам: нет, не надобно гадать!..» Но неизбывное человеческое любопытство вновь и вновь ищет для себя лазейку, «законное» основаниеили подходящий повод. Таким «традиционно подходящим» временем для гадания многие почему-то считают дни Святок — время между праздниками Рождества Христова и Крещения.

Должен вас огорчить: в эти дни гадать тоже не надо! Ещё много столетий назад, в дохристианскую эпоху, над землёй уже прозвучали слова пророков, обращённые к людям, верным Истинному Богу:

«Не ворожите и не гадайте» (Лев. 19:26);

«Да не будет среди тебя гадателя, ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это» (Втор. 18:9–12);

«И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, – тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? » (Ис. 8:19).

Проще говоря, наши попытки приоткрыть завесу тайны с грядущих событий во многом похожи на подглядывание в замочную скважину: они так же непорядочны и недостойны культурного, а тем более  религиозного человека! Наконец, гадание просто бессмысленно: по замечательному слову святителя Василия Великого, «не любопытствуй о будущем, но с пользой располагай настоящим. <…> Если будущее принесет тебе нечто доброе, то оно придёт, хотя ты и не знал заранее. А если оно скорбно, зачем до срока томиться скорбью?»

- В чем разница освящённой воды 18 января и 19 января?

Абсолютно ни в чём! Благодать Великой агиасмы (так иногда называют освящённую на Крещение воду) одинакова в Крещенский сочельник и в сам день Крещения. Ведь это — один праздник и один и тот же чин Великого освящения воды.

- Нужно ли верующим окунаться в прорубь или купель на праздник? Или это больше светские, а не церковные традиции?

Это неоднозначный вопрос, возможно, требующий некоего общецерковного осмысления, поскольку очень уж по-разному относятся к крещенским купаниям как нерелигиозные люди, так и сами христиане.

Кто-то видит в них неотъемлемый и едва ли не главный атрибут наступившего праздника, кто-то — благочестивую, но необязательную традицию; одни окунаются в прорубь, ожидая отпущения грехов, другие — для закалки или ради острых ощущений.

Лично я далёк от идеи провести «всеобщую унификацию всего» в надежде приблизить светлое будущее и тотальное единомыслие. Мне гораздо ближе позиция апостола Павла: «Надлежит быть и разномыслиям между вами» (1 Кор. 11:19) или псевдо-Августина: «В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всём — любовь».

Мне кажется, в данном вопросе однозначным может быть только понимание того, чего не принесет с собою погружение в прорубь. А именно:

оно не даст человеку очищения грехов — для этого Иисусом Христом даровано людям чудо покаяния, совершаемое иным образом и в ином месте;

оно не гарантирует нам богатырского здоровья — незакалённый человек вполне может заболеть после такой «встряски» организма, а регулярным «моржеванием» занимаются немногие;

оно не приблизит нас к Богу, равно как и многие другие благочестивые традиции сами по себе. Если даже о такой значимой и непререкаемой части христианской аскетики, как пост, мы имеем отрезвляющее наставление апостола Павла: «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор. 8:8), то тем более должны понимать: в мире религии в отличие от мира магии ничто не работает само собою.

Эпицентром праздника является все-таки не прорубь в реке, а литургия в храме.

- Как правильно окунуться в прорубь на Крещение?

- Впрочем, если уж некто всерьёз задумал приобщиться к традиции купания на Крещение и погрузиться в ледяную прорубь, то надо сделать этот непростой шаг осмысленно, без налёта фольклорного экстрима или хмельной удали. Замечательный совет по этому поводу даёт протоиерей Игорь Прекуп, клирик Эстонской Православной Церкви: «Если для человека эта прорубь не просто место обрядового купания, а окно в тот самый евангельский день, фрагмент Иордана здесь, сейчас, в данном месте, то при таком символическом отношении человек действительно приобщается к тем самым евангельским иорданским водам».

Я думаю, что трезвость, внутренний молитвенный настрой и крестное знамение должны быть непременными спутниками христиан в процессе крещенских погружений!

- В этом году спасатели запретили делать купели на реках (в связи с тем, что лед слишком тонкий), как к этому отнеслась Симбирская митрополия?

- В качестве ответа я приведу цитату из циркулярного письма, разосланного епархиальной канцелярией во все храмы Симбирской епархии: «В связи с отсутствием на водоёмах области прочного ледового покрытия из-за длительной тёплой погоды настоятельно рекомендуем священнослужителям в этом году не совершать освящение воды на открытых водоёмах в Крещенские праздники, так как это действие может вызвать массовый выход людей на тонкий лёд.

Настоятелям храмов Симбирской Епархии необходимо разъяснить прихожанам опасность для жизни крещенских купаний на водных объектах в необорудованных и самостоятельно оборудованных прорубях, а также призвать людей не рисковать своей жизнью в свете климатических условий января 2020 года!» Думаю, комментарии здесь излишни.

- Как отмечать сам праздник Крещение?

Вкратце я бы ответил так: другое название праздника Крещения — Богоявление, то есть событие, начиная с которого Иисус из Назарета, 30 лет ведший жизнь простого плотника, являет Себя миру, как Бог, спустившийся на землю! Бог, принесший откровение о пути, могущем привести к долгожданной встрече людей с Создателем, детей — с Небесным Отцом, а весь мир — к райскому блаженству! В день воспоминания этого выхода Христа на проповедь хорошо и правильно будет для Его учеников в молитвенном собрании разделить ту таинственную Трапезу, которая уже столько столетий соединяет христиан с их Богом.

Фото предоставлено Симбирской митрополией и vk.com.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: