ММВБ: $71,24 €82,73
Опубликовано: в 05:30  

«Группы смерти» и террор: стоит ли ульяновским родителям запрещать детям интернет

На днях Общественная палата Ульяновска в УлГУ организовала круглый стол, на котором обсудили безопасность детей и молодёжи в интернете.

Фото: Общественная палата города Ульяновска

Многие родители беспокоятся за своих детей, так как опасности подстерегают нас на каждом углу в реальной жизни, а после появления и развития интернета риск нарваться на неприятности, к сожалению, увеличился. Родители пытаются порой запрещать детям регистрироваться в социальных сетях, блокируют доступ к интернету, в наказание отбирают телефоны. Однако специалисты отмечают, что это не работает, и советуют не отбирать «лодку», а помогать освоить «океан». О том, почему важно «гуглить» непонятные слова и цифры в записях социальных сетях детей, почему «группы смерти» все ещё действуют, а также как не потерять своих чад – читайте в нашем материале.

Опасности сети

Начальник реализации мероприятий противодействия идеологии терроризма «Управление делами Ульяновской области» Александр Кураев отметил, что «группы смерти» никуда не делись, о них стали меньше говорить, но дети страдать из-за них не перестали.

Александр Кураев

Начальник реализации мероприятий противодействия идеологии терроризма «Управление делами Ульяновской области»

Телефон с доступом в интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни. Даже когда ребёнок идет в школу, мы покупаем ему телефон, да не кнопочный, а «чтобы не хуже, чем у других». Если в школе на компьютере стоят ограничения по контенту, то на телефоне дети могут получить любой контент.

Пример, ИГИЛ* переводит свои идеи на 23 языка, русский язык стоит на 3 месте. Они заинтересованы в том, чтобы донести свою информацию до наших детей. Более взрослое поколение может отличить правду от лжи. Молодые легко поддаются, так как воспринимают многое как игру. Террористы заключают соглашения с ОПГ и ведут с нашим государством нарковойну, вовлекая детей в распространение наркотиков. Молодёжи предлагают поучаствовать в «квестах», когда нужно по определённым местам раскладывать «клады».

ИГИЛ — экстремистская террористическая организация, запрещенная на территории РФ.

Кроме того, «группы смерти» не исчезли, они продолжают разрушать детскую психику.

Александр Кураев отмечает, проблема заключается в том, что очень часто дети не рассказывают о происшествиях в своей жизни. Но у каждого ребёнка должен быть взрослый, кому он смог бы довериться. Если такого взрослого нет, они делятся переживаниями в интернете, а там есть те, кто ищет проблемных детей и вовлекает в группы. И они будут существовать, пока дети не будут доверять своим родителям.

Деструктивных (деструктив - от лат. destructio - разрушение, нарушение нормальной структуры чего-либо) групп много, где задают один провокационный вопрос: тебе слабо? Дети, к сожалению, попадаются на уловку и начинают выполнять опасное задание.

Александр Кураев

Начальник реализации мероприятий противодействия идеологии терроризма «Управление делами Ульяновской области»

Есть так называемые «Заброшенки» — путешествия по недостроям с фотофиксацией.

«Ластик» - сотри себя на 24 часа. Нередко мы встречаем информацию о пропаже ребёнка, к поиску подключается полиция, волонтёры. Ребёнок отключает телефон, а одноклассники знают, где он, но молчат. Такая шалость нередко заканчивается сердечными приступами у родителей и несчастными случаями.

Игра «Зацеперы» распространена больше в крупных городах, но не первый год наши дети катаются на трамваях. Ребёнок получает свои 5 минут славы, показывает себя, но не думает о последствиях, возможных опасностях.

Кроме того, есть группы, которые раздают задания на кражи. Сначала это кража из магазинов на 100 рублей, потом «ставки» повышаются — проступок перерастает в преступление. Все действия должны фиксироваться самим участником на телефон. Когда ребёнок понимает, что заигрался, хочет уйти, его шантажируют теми файлами, что он сам же и отправлял.

Александр Кураев советует родителям «добавиться в друзья» к детям в социальных сетях, обращать внимание на записи, которые они там делают. Кроме того, слушать песни, а не просто смотреть название (содержание может значительно отличаться). Не лениться «погуглить» подозрительные значки и цифры, которые ребёнок оставляет в своих записях, - они могут обозначать разные опасные действия.

Правда, не стоит забывать, что ребёнок может завести и вторую страницу, где будет более активным, чем на той, которую просматривают родители.

Родители поглощены работой

Начальник Управления образования администрации Ульяновска Светлана Куликова считает, что в большинстве своём родители заняты работой, своими делами, не интересуются должным образом миром детей (чаще спрашивают: что ел в школе, выучил ли уроки).

Светлана Куликова

Начальник Управления образования администрации Ульяновска 

Когда мы говорим об образовании, занятости детей, мы параллельно говорим о том, что должна проводиться работа с родителями. Сейчас наступило опасное время для семей. Статистика показывает, что «выстреливают» дети не те, что стоят на учете, а дети из благополучных семей. Значит, семья благополучная внешне, а внутреннего взаимопонимания нет? Значит семья — это взрослые и дети, которые просто живут под одной крышей? Я говорю на встречах с родителями: «Поднимите руки те, кто ужинает всей семьей». Поднимают руки пара человек из 25 присутствующих. Для меня удивительно, что семьи не обсуждают прошедший день за одним столом, как это было раньше. Родители не говорят со своими детьми, не выпускают из рук телефоны, каждый поглощён своими делами.

Нам нужно возрождать социокультурные истоки, прививать семейные ценности с детства, заниматься вопросом занятости детей, ведь есть те школьники, которые ничем не занимаются.

Для многих взрослых хорошо, что дети сидят дома, считая, что ничего с ними не случится, не свяжутся с плохой компанией. Но сейчас мы говорим родителям, чтобы дети ходили в секции, в учреждения дополнительного образования, встречались с друзьями. Совсем другая история, когда ребёнок замыкается в себе и сидит дома.

Что касается интернета, то там творится анархия: каждый может оскорбить, показать что-то неприличное. Это проблема всего общества. Нужно, чтобы исполнялся закон — так мы сможем защитить детей.

Доцент кафедры психологии Ульяновского государственного педагогического университета, кандидат психологических наук Елена Брагина в продолжение разговора отметила, что социализация в интернете вторична. Важнее то, что происходит в реальной жизни ребёнка до того момента, как он попадёт в интернет.

Елена Брагина

Доцент кафедры психологии Ульяновского государственного педагогического университета

Знакомство и овладение гаджетами должны сопровождаться родителями. Но если папа с ребёнком осваивает гаджет, но при этом не разговаривает с ним на прогулке, не занимается рисованием и так далее, то своими действиями он прививает ребёнку исключительную ценность компьютера и снижает значимость всех других сфер жизни. Так быть не должно.

Когда ребёнок подрастает и хочет завести страницы в социальных сетях, то лучше ему в этом помочь. При этом нужно объяснить, что есть мошенники, злые люди. Есть опасности для физического здоровья, есть опасности репутационного характера (нельзя публиковать и отправлять посторонним откровенные фотографии). Конечно, важно учить ребёнка критически мыслить.

Запреты не помогут

Эксперт Национальной Родительской Ассоциации, руководитель филиала школы безопасности «Стоп Угроза» в Екатеринбурге, спикер проекта «Школа неравнодушных родителей», магистр психологии Елизавета Аверкиева высказала своё мнение по теме.

- Наши дети отправляются в интернет на «лодке», где есть «острова с сокровищами», есть «пираты». Проблема в том, что дети отправляются в плавание в одиночестве и порой не имея «руля» - понимания того, что они там делают, для чего интернет. При этом представление об опасностях у детей и родителей разное. Для нас опасность — группы и зависимость. Один мальчик мне сказал: «Почему мама мне запрещает, если сама сидит в интернете круглые сутки». У детей нередко возникают конфликты с родителями из-за интернета. Взрослые сначала пытаются контролировать, а когда не получается, то начинают запрещать. Но наша задача предоставить детям «лодку», «парус», «весла», чтобы они лучше ориентировались.

Я выработала для родителей три правила:

1) принять, что интернет — площадка, на которой в ближайшее время дети будут развиваться, искать друзей, мы не можем на это повлиять;

2) то, что мы запрещаем, будет изучено в первую очередь;

3) интересуйтесь тем, что делает ребёнок в интернете, развивайте критическое мышление и наладьте доверительные отношения с чадом. Если он совершит ошибку, чтобы рассказал об этом вам. А дети будут совершать ошибки. Ведь когда они учатся ходить, тоже падают. Вопрос лишь в том, будем ли мы рядом с ними в этот момент или будем показывать пальцем и говорить, что он сам виноват.

Джон Шедд сказал: «Кораблю безопасно в гавани, но не для этого строят корабли» - стоит об этом подумать.

Подытожим: очень важно, чтобы между родителями и детьми было доверие и уважение. Родители должны воспринимать ребёнка как ценность, посвящать ему время, воспитывать системно, а не от случая к случаю. Контролировать детей нужно, но не перегибать с запретами. У ребёнка должно быть увлечение, которое займёт его время, но при этом будет развивать, а не разрушать.

Фото: Общественная палата города Ульяновска


Просмотров: 1949  

comments powered by HyperComments