Ульяновская область
Меню
Закрыть
Новости региона
Ульяновская область

Старинные часы еще идут, или Тайны башни Дома Гончарова

Сколько лет часовому механизму, откуда он взят и как работает - ответы на эти и многие другие вопросы читайте в материале сайта «Главные новости Ульяновска».

автора
автора

5  лет назад, в ночь с 26 на 27 марта 2016 года, Ульяновская область перешла на местное время. Историческое событие первым  произошло в знаменитых старинных часах на доме Гончарова. Сотни ульяновцев собрались ночью перед местным Биг-Беном, чтобы стать свидетелями перевода стрелок.

Часы на доме Гончарова давно стали визитной карточкой города, и мало кто уже вспомнит, что здесь они появились в 70-х годах, ведь трудно представить, что раньше они располагались в соборе напротив этого здания. Историю  часов корреспонденту сайта «Главные новости Ульяновска» рассказала и.о. заведующей Историко-мемориального центра-музея И. А. Гончарова  Дарья Волочек.

- В Симбирске часы появились благодаря графу Владимиру Петровичу Орлову-Давыдову. Его сын Владимир Владимирович был симбирским губернатором. В Симбирск он приехал в очень сложный период. Начало его губернаторства пришлось на 1866 год, который следовал за большим симбирским пожаром, в котором многие здания были разрушены. Нужно было город полностью восстановить.  На плечи молодого человека легла обязанность восстанавливать город после большого пожара. В 1867 году к Владимиру Владимировичу в гости сюда приезжает отец. Город Симбирск ему очень понравился. Владимир Петрович решил сделать городу подарок в виде часового механизма. Он заказал его в Англии, в фирме «Кук и сыновья». Некоторые думают, что это та же фирма, что изготовила знаменитый Биг-Бен, но это – заблуждение.

В 1869 году часы прибыли сначала в Петербург, а потом  по Волге их привезли  в Симбирск. В нашем городе часы установили на самое высокое место. На тот момент это была  колокольня Спасо-Вознесенского собора (раньше он находился на месте современного сквера Гончарова - прим.автора).  На колокольне расположили два циферблата, которые смотрели на север и на юг.  Часы находились на этом месте до 30-х годов XX века. К сожалению, в это время в городе проходила борьба с религиозными зданиями,  многие из них были разрушены, в том числе и Спасо-Вознесенский собор. В 1932 году он был закрыт, а в 1934 году вовсе снесен.

Собор был разрушен вместе со многими реликвиями, находившимися внутри, а вот английские часы чудом были спасены и сохранились до наших дней.

- К  счастью, у часового механизма был часовщик - Николай Кудрявцев. Он заранее с помощью своего помощника разобрал часы.  Механизм был спрятан в подвале бывшего дома купца Шатрова (Дворец бракосочетания – прим.автора).

В подвале этого дома часы пылились десятилетия, пока  спустя 40 лет им не решили дать вторую жизнь.

- Второе рождение  часов произошло только в 70-е годы,  когда было решено их  найти и вернуть городу. Произошёл разговор между секретарем обкома по идеологии Сверкаловым и первым секретарем обкома Скочиловым. Тогда Сверкалов сказал, что вот есть такой часовой механизм, который сохранился в подвале. Скочилов заинтересовался ими и решил, что часы городу нужно непременно вернуть. Он собрал директоров ульяновских заводов и спросил , кто из них будет реставрировать механизм. Директор приборостроительного завода сказал: «Это мы сделаем». Тогда было решено, что группа инженеров часы восстановит.  Но поскольку уже Спасо-Вознесенского собора давно не существовало, нужно было подыскать место, где  можно было бы их установить. Сначала часы хотели установить на входе в парке Свердлова, где раньше была водонапорная башня.  Потом решили, что лучшим местом для установки механизма в центре города станет бывший дом Гончарова.  И на третьем этаже в угловой комнате уразместили часовой механизм.

Если часовой механизм сохранился, то вот с колоколом, который отбивал время, были проблемы, т.к. колокольня  была разрушена вместе  со Спасо-Вознесенским собором.

- Часам нужен был боевой колокол, и такой колокол нашелся. Оказалось, что в селе Головкино Старомайснкого района стояла церковь Вознесения,  которую разобрали перед строительством  Куйбышевского водохранилища. Колокол из этой церкви сначала увезли в Старую Майну и поместили на пожарную каланчу,  а потом оттуда привезли в Ульяновск и поместили в башню, которая была специально построена на здании. Таким образом, в бывшем доме Гончарова был установлен часовой механизм, возведена башня  и установлен колокол. Все это были старинные вещи:  часы 19 века, а колокол 18.

Примечательно, что сами Гончаровы  ходили в Спасо-Вознесенкий собор и были его прихожанами, а также крестили здесь маленького Ваню Гончарова. И сейчас часы вернулись практически на то же место, только  были перенесены в другое здание.

- Когда часовой механизм существовал в соборе, он располагался на деревянной раме Гири, которые сейчас поднимаются на 1,5 метра, поднимались на колокольне на высоту в 21 метр.


С 70-х годов прошлого века за часами стала следить династия Фроловых, которая стала своеобразным хранителем времени.

 - Группу инженеров, которые работали над реставрацией, возглавил Анатолий Иванович Фролов. И долгое время в течение 40 лет он был нашим часовщиком. В 2016 году он передал свое дело сыну, т.к. сам по состоянию здоровья не смог сюда приходить так часто. Часы, конечно, требуют большого внимания. Два раза в неделю часовщики приходят сюда и следят за механизмом.  Анатолий Иванович говорил, что шестеренки, которые были в часах, находились в плачевном состоянии. Инженеры старались ничего не выбрасывать, а восстановить или сделать максимально похожие. Настолько хорошо им все удалось, что часовой механизм заработал в 1974 году.

Второе рождение часов и открытие башни на доме Гончарова состоялось 12 сентября 1974 года в 12 часов дня. Именно в это время раздался  первый удар колокола.

- Часы изначально были механическими. Была специальная рукоять для их завода. Но поскольку невозможно было выделить специального человека, который бы их заводил, решено было сделать электромоторы, которые стоят перед часовым механизмом. Еще одним отличием в работе часов стало наличие еще одного циферблата. Раньше на колокольне Спасо-Вознесенского собора было всего два циферблата, а в построенной башне на доме Гончарова сделали три, чтобы они смотрели в три стороны.

- Есть еще и внутренние циферблаты. Нам Евгений Анатольевич рассказал: для того, чтобы не лезть на башню, чтобы смотреть, сколько время на циферблате и как подкручиваются стрелки, прямо изнутри можно все скорректировать, т.к. внутренние и внешние циферблаты соединены. Сами внутренние циферблаты разделены: один часовой, другой минутный.

С 1974 года, как часы обрели свою вторую жизнь в башне дома Гончарова, их обслуживанием занимается одна семейная династия, где дело передается из поколения в поколение, от отца к сыну.

- К нашему счастью, часы передаются по наследству, потому что, если бы Анатолий Иванович ушел и на его место никто не пришел, мы сами были бы не в состоянии за ними ухаживать. Поскольку у Анатолия Ивановича есть сын, а еще и внук, который тоже приходит вместе с ним, часы в надежных руках. Мы очень надеемся, что эта династия нас не бросит, и мы будем следить за часами вместе. Анатолий Иванович знает такие тонкости, которых не знает никто, и передает свои знания сыну, а он - своему сыну.

Как вспоминают старожилы дома Гончарова, несмотря на свой возраст, часы горожан не подводят, изредка дают сбой или останавливаются из-за сильной метели.

- Часы у нас капризничают иногда: если в помещении достаточно холодно, то они начинают идти вперед, разогревают себя таким образом, а если наоборот жарко, то они замедляются , отстают. Получается, что от температуры много чего зависит.

Существует в музее и своя приятная традиция, связанная с часами, особенно в нее верят дети.

- Когда приходят дети, мы говорим: это же волшебные часы, и они скоро будут бить. Нужно загадывать самое сокровенное желание. Под бой часов вы о нем подумайте, и желание обязательно сбудется. А если мы проводим новогодние мероприятия для детей, то это вообще заходит на ура. Кстати, и взрослые это тоже очень любят делать. У нас тоже было пару таких мероприятий. Хотелось бы верить, что  желания,  загаданные гостями музея,  сбываются.

Начиная  с 1868 года английские часы отбивают для жителей Симбирска-Ульяновска точное время. Им удалось пережить войны, революции, распад страны, смену власти, пройти сквозь время и по-прежнему удается выполнять свой главный функционал даже 153 года спустя.

Нет комментариев
Обсудить