Не исключено оживление «серого» рынка: чего ждать ульяновским автомобилистам в 2022 году
Кроме того, личный транспорт становится «золотым»
В стране сложилась непростая экономическая обстановка, вызванная пандемией коронавируса и усугубляющаяся с конца зимы 2022 года санкциями в отношении России и резкими колебаниями курса рубля. Страдают разные секторы экономики. Опасения вызывает авторынок: приостановка деятельности иностранных автопроизводителей из-за тяжёлой геополитической ситуации, заявления о проблемах с поставками импортных компонентов, рост цен. Чего ждать ульяновским автовладельцам в ближайшее время, разбирался корреспондент mosaica.ru.
Много «возможно»
Буквально на днях министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров в Телеграм-канале рассказал, что министерство непрерывно ведёт диалог с иностранными автопроизводителями по вопросу дальнейшей работы в России. Ответы компаний, которые ещё не приняли решение, ждут до начала апреля. При этом Минпромторг готовит планы по недопущению простоя и длительной перестройки логистики при любых условиях.
Кроме того, прорабатывается вопрос передвижки государственных закупок с 2023 и 2024 годов на 2022 год по аналогии с тем, как это было сделано в первый год пандемии. Вероятно, целевой заказ будет сформирован уже на 2023 год, так как 2022 год сверстан у российских производителей. Окончательных решений пока не принято, как и в части целесообразности возобновления программ льготного лизинга и льготного автокредитования.
Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов корреспонденту mosaica.ru рассказал, что отечественный автомобильный рынок может претерпеть значительные изменения в этом году, что отразится как на производителях, так и на потребителях. При этом давать какие-то конкретные прогнозы сейчас очень сложно, можно только предполагать.
Дмитрий Баранов
Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»
В первую очередь на отечественный автомобильный рынок влияют различные санкции: уже наблюдаем запрет поставок ряда автомобилей иностранных марок в РФ, а также ограничение или полное прекращение их производства внутри страны. Кроме того, санкции затронули и сегмент автомобильных комплектующих, их поставки в РФ сокращены некоторыми изготовителями, как и выпуск на местных заводах.
Большое влияние на автомобильный рынок могут оказать значительные колебания курсов валют, что отразится на экономическом состоянии автоконцернов и торговых компаний, приведёт к увеличению стоимости машин, а значит, скажется на спросе на них.
Спикер отмечает, что существенным фактором может стать снижение доходов граждан, и в сочетании с тем, что автомобили не являются товаром первой необходимости, это может привести к тому, что их продажи могут уменьшиться в стране.
Дмитрий Баранов
Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»
Несомненно, рост цен на товары и услуги, которые используют автопроизводители, отразится на их финансовом положении, вынудит поднять отпускные цены, что повлияет на автомобильный рынок. Также на автомобильный рынок страны продолжит оказывать давление сохраняющийся дефицит чипов и перебои в глобальных цепочках поставок.
Эксперт не исключает, что сложная ситуация с производством новых автомобилей может дать толчок развитию сегмента машин с пробегом.
Дмитрий Баранов
Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»
Потребители будут стараться ездить на тех машинах, что у них есть, как можно дольше, но не станут покупать новые, которые подорожали. Кроме того, не исключено, что ввоз подержанных машин в РФ может увеличиться, как для того, чтобы ездить на них, так и на запчасти. Часть потребителей может отказаться от эксплуатации автомобилей, поставят их на прикол, чтобы сохранить их как можно дольше.
Не исключено оживление «серого» рынка запасных частей, увеличение продаж контрафактных деталей и узлов, прочих товаров для автомобилей.
Что с ценами?
Скорее всего, цены на автомобили в течение года могут вырасти несколько раз, что объясняется сложной международной ситуацией и введёнными санкциями, макроэкономическими факторами, проблемами в автомобильной отрасли, перебоями в работе глобальной логистики, отмечает наш собеседник.
Дмитрий Баранов
Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»
Меры поддержки автомобильного рынка могут быть применены, однако нужно понять, есть ли средства в бюджете на эти цели и хватит ли их. Ситуация с продажами в 2022 году новых автомобилей в РФ будет зависеть от многих факторов, но судя по тому, как складывается ситуация, будет большой удачей, если по итогам года их будет продано столько же, сколько и в 2021 году, то есть 1,6-1,7 млн единиц.
Отметим, что, по оценке Росстата, за период с 5 по 11 марта 2022 года легковые отечественные автомобили подорожали на 0,2-0,4%, с 12 по 18 марта уже на на 7,4%.
По результату анализа аналитиков агентства «Автостат», посчитавших, на сколько выросла минимальная рекомендованная розничная цена в 2022 году у самых популярных на рынке моделей, Lada Vesta подорожала на 30% с начала года. Минимальная розничная цена на эту «ласточку» составляет 1 121 900 рублей.
1 244 900 рублей — такова стоимость Kia Rio, рост составил 22,7%.
Lada Granta оценена в 727,9 тыс. руб. (21,5%);
Hyundai Creta стоит минимум 1 659 000 руб. (27,7%);
Solaris - 1 245 000 руб. (28,4%);
Renault Duster - 1 618 000 руб. (41,1%);
Lada Niva Legend - 818 000 руб. (18%);
Toyota RAV4 - 2 671 000 руб. (23,1%);
Lada Largus - 1 235 900 руб. (48,9%);
Toyota Camry - 2 498 000 руб. (21,4%).
В начале марта появились сообщения, что цены выросли и на УАЗы, но официальный дилер завода «Взлет» тогда информацию опроверг. Однако сейчас ситуация изменилась.
Представитель центра корреспонденту mosaica.ru рассказал, что цены поднимались уже несколько раз дифференцировано.
- На сайте цены сейчас не указаны, с клиентами обсуждаем стоимость в офисе, причём на конкретный день, никаких обязательств на месяц и больше дать не можем — всё может поменяться. Ажиотажа нет, некоторые клиенты взяли паузу, но продажи всё равно есть — жизнь продолжается, - сказал собеседник.
Как видим, проблемы на авторынке есть, будем верить, что они преодолимы.