Признанные виновными в заражении суворовцев эхинноккозом в Ульяновске пытаются обжаловать приговор
Женщины рассказали свою версию произошедшего
В Ульяновском областном суде на этой неделе состоялось апелляционное рассмотрение дела в отношении Татьяны Сучковой и Марины Кондюриной, которых Ленинский районный суд 22 июля 2022 года признал виновными в нарушении санитарно-эпидемиологических правил, что повлекло по неосторожности массовое заболевание людей (ст. 236 УК РФ) — официально заявили, что из-за ненадлежащего оказания услуг питания 74 воспитанника суворовского училища заразились паразитарным заболеванием – эхинококкозом. Это привело к ухудшению здоровья, в том числе троим из них был нанесен тяжкий вред. Женщинам назначены меры уголовного наказания, от отбывания которых они были освобождены в виду истечения сроков давности уголовного преследования. Однако они не признают вину и до сих пор в судах борются за восстановление своей репутации и за полное оправдание.
Что произошло
Напомним, что в начале 2019 года при медицинском осмотре у ребят, которые прошли флюорографию, начали выявлять кисты эхинококка в легких и печени. При массовом обследовании выявили 74 пострадавших. Новость шокировала не только нашу область, но и всю Россию, ведь приезжали учиться в Ульяновск из разных регионов. Медики ринулись лечить суворовцев от паразитов, а военная прокуратура Центрального военного округа (ЦВО) - искать виновных. В марте 2021 года обвинение предъявили двум женщинам. Марина Кондюрина работала инженером-технологом суворовского училища, а Татьяна Сучкова - заведующей производством Торгового дома «СПП» (компания, которая организовывала питание в училище). Летом прошлого года Ленинский районный суд признал женщин виновными, о чем мы писали выше. Приговор был обжалован в апелляционном порядке стороной защиты. Судебная коллегия по уголовным делам Ульяновского областного суда в октябре 2022 года приговор оставила без изменения.
Однако женщины борьбу не оставили и обратились в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, который 31 мая 2023 года отменил апелляционное определение судебной коллегии Ульяновского облсуда, мотивировав тем, что «суд апелляционной инстанции не дал должную оценку доводам кассационного представления относительно квалификации действий осужденных, свои выводы в данной части не мотивировал, то есть фактически устранился от их проверки, допустив тем самым существенные нарушения требований уголовно-процессуального законодательства, повлиявшие на исход дела».
Версии защиты
И вот апелляцию рассматривал другой состав судей в Ульяновском областном суде. Женщины вновь заявляли о своей невиновности.
Адвокаты считают, что представленные экспертизы не опровергают версию заражения суворовцев через общение с больными собаками, а дети подтверждали, что на территории были бездомные животные. Следствие, по их мнению, не проработало должным образом версию заражения детей при уборке листьев на территории училища. Это они делали якобы голыми руками.
Кроме того, не выяснили обстоятельства употребления суворовцами табачной смеси «насвай», которая производится в антисанитарных условиях в Центральной и Средней Азии и содержит фекалии животных.
По словам адвокатов, так и не выявили точное место предполагаемого заражения и не найден источник — лишь предположения.
Защита считает, что суд проигнорировал тот факт, что в училище работала группа контроля, которая проверяла организацию питания курсантов. Ответственные лица, в том числе медицинские работники, ежедневно отбирали пробы блюд и давали разрешение на приём пищи. По словам адвокатов, ни повара, ни медработники, снимавшие пробу, не заразились.
В материалах дела якобы отсутствуют данные о систематическом нарушении требований обработки продуктов.
Татьяна Сучкова в суде рассказала, что 20 лет проработала заведующей производством и всегда требовала от сотрудников соблюдения санитарных норм. Медицинский осмотр у работников кухни не выявил заболевание. Продукты питания проходили проверку, их привозили на склад поставщики с документами, а медицинская служба проверяла мытье овощей и фруктов.
- Нас сделали виновными, потому что мы подписывали ежедневные акты. Но они подписываются на следующий день после сверки документов согласно бракеражному журналу и книги №33, в которой ответственные лица и медицинские работники делали записи о разрешении приема пищи.
Военный прокурор отдела военной прокуратуры Центрального военного округа Андрей Фатич напомнил доводы эксперта. По его информации, чтобы суворовцы заразились во время уборки территории, она вся должна быть в фекалиях собак. Суворовцы говорили, что такого не было. И с собаками они не контактировали.
Прокурор привел доводы против того, что суворовцы заразились через «насвай» - в его употреблении признались несколько человек, но от человека к человеку не передается заболевание.
А вот заражение через грязные фрукты, считает, доказанным.
У поваров и медработников заболевание не выявлено, но в крови обнаружены титры антител, то есть прокурор считает, что заболевание может проявится и у них, но годы спустя.
Он просил суд вновь осудить женщин по более тяжкой 2 ст. 238 УК РФ (производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности). Первоначально их судили по этой статье, но Ленинский суд переквалифицировал на ч. 1 ст. 236 УК РФ.
Судебная коллегия Ульяновского областного суда после возвращения из совещательной комнаты огласила своё решение: оставить прежний приговор без изменений.
«Ни одна женщина не допустит грязи в еде»
После заседания суда Татьяна и Марина согласились немного побеседовать с корреспондентом mosaica.ru.
- Я в этой сфере проработала всю жизнь. С уверенностью могу сказать, что фрукты и овощи мылись всегда. Ни одна женщина не допустит до детей грязной еды. Медицинские работники проверяли пищу и вопросов не было, при этом они приходили за час до приема пищи. А вот бездомные собаки по территории бегали.
Татьяна говорит, что уборка на территории проводилась суворовцами якобы без перчаток. Якобы дети говорили, что не всегда мыли руки после улицы. Кроме того, после уборки территории они якобы не переодевались, в той же форме приходили в столовую.
Марина рассказала, что и отец, и муж её военные. Она имеет множество наград и грамот. По её словам, инженер-технолог отдела материального обеспечения не занимается технологией производства, она ездила на склады, заказывала оборудование.
- Приказ начальника училища сделал меня представителем получателя услуг, поэтому я расписывалась в актах о приемке услуг, но согласно документам, которые проверялись медицинскими работниками и ответственными лицами!
Женщины говорят, что проверки самых разных ведомств проводились постоянно и якобы нарушений санитарных норм никогда не обнаруживали.
- Даже проверяли, как мыло лежит и полотенце висит.
Обе женщины сейчас на пенсии, суды сильно подорвали их здоровье, но они намерены подавать апелляцию вновь, дойти и до Верховного суда.