На грани реальной и виртуальной жизни: психолог рассказала ульяновцам о влиянии соцсетей на детей
По данным Института статистических исследований и экономики знаний, пользуются соцсетями 97% подростков
Больше соцсетей – меньше счастья
По словам семейного и детского психолога Марины Мишиной, социальные сети – это целый мир для современного ребенка, который может быть так же важен для него, как и реальный.
Чем старше становится ребенок, тем активнее он пользуется социальными сетями. И это нормально. Здесь подростки общаются с друзьями по своим интересам, делятся фотографиями или впечатлениями от поездок, путешествий, результатами своих спортивных достижений или творческих увлечений. И такое времяпрепровождение не наносит вреда психике, уверен специалист.
Однако, если виртуальное общение замещает реальные отношения, это может привести к депрессивным расстройствам. Ведь то, что подросток видит в соцсетях, часто не соответствует реальности. И сравнивая свою жизнь с идеализированными образами людей в интернете, подросток может почувствовать недовольство собой, своей жизнью и внешностью.
Поэтому важно разделять особенности возраста и становления личности, а где это мешает существовать и самому ребенку, и его семье.
Родители как цифровые наставники
По словам специалиста, обычно родители контролируют только время, проведенное в интернете, а не то, на каких ресурсах проводит время подросток и чем именно он там занят.
Конечно, если много сидеть в гаджетах, то ребенок меньше двигается и быстрее устает, может ухудшиться зрение, появляются проблемы со сном, с лишним весом. Кроме того, это влияет и на психическое состояние. Подросток становится более раздражительным, плаксивым, могут поменяться приоритеты.
Тем не менее, гаджеты стали привычным атрибутом нашей жизни. И полностью оградить ребенка от них не получится, да и нежелательно, уверен психолог.
В отличие от маленьких детей, с которыми можно ставить рамки, режимы, ограничения, с подростками надо договариваться. А это уже не про гаджеты, а про коммуникацию в семье. По словам специалиста, если подросток готов искренне делиться с ними своими впечатлениями и переживаниями, то это высшая форма доверия и контакта.
Марина Мишина
психолог
– Отбирать телефон у подростка, устанавливая ему временные ограничения пользования им, – значит формировать конфликт и подрывать доверительные отношения. Подростку вскоре вступать во взрослую жизнь, а значит, ему необходимо учиться правильно организовывать свое время и режим, в котором присутствуют и учеба, и спорт, и досуг.
Психолог дает несколько рекомендаций родителям, чтобы помочь ребенку грамотно и безопасно пользоваться социальными сетями:
Не публиковать личные данные, адрес проживания, документы. Чужой человек, зайдя на страницу ребенка, не должен получить никакой личной информации.
Стать «другом» своего ребенка в соцсетях или добавиться в подписчики. Такое ненавязчивое присутствие в виртуальном мире подростка в определенной степени устранит беспокойство самого родителя и поможет ему быть в курсе увлечений своего ребенка.
Объяснить, что есть сайты только для взрослых и по каким причинам детям младше 18 лет не стоит просматривать данный контент.
Не добавлять в друзья сомнительные личности. Общаться в сетях лучше с реальными знакомыми, которых ребенок знает лично за пределами интернета.
Не публиковать личные фотографии откровенного содержания. В самих фотографиях, если они социально приемлемы, ничего плохого нет. А вот провокационные фото могут привлечь внимание нежелательных «друзей», которые могут причинить им вред и даже насилие.
Предложить интересные паблики, связанные с хобби ребенка, увлечениями или музыкой.
Настя Соколова
Фото предоставлено спикером, freepik.com