Владелец автошколы в Ульяновске рассказал о прибыльности бизнеса, конкуренции и аварийности на дорогах
Также редакция mosaica.ru выяснила, все ли желающие обучаемы
В Ульяновске становится всё больше и больше автовладельцев. Новые автолюбители обязаны пройти обучение и получить после экзамена водительское удостоверение. А вот все ли могут постичь азы автомобильной науки, на что обратить внимание при выборе автошколы, почему происходит так много ДТП и что следует изменить в этом деле, рассказал корреспонденту сайта «Главные новости Ульяновска» учредитель автошколы «Крылья» Алексей Игнатьев.
- Расскажите, как появилась ваша автошкола.
- «Крылья» - одна из первых автошкол в Ульяновске, работает с 2006 года. В 2018 году мне она досталась, грубо говоря, по наследству, не в очень хорошем состоянии. Я начал модернизацию автошколы: обновил автопарк, изменил подход к курсантам — человек приходит учиться, для него это в новинку, тем более он платит деньги за обучение. Считаю, что инструктор не должен повышать голос на курсанта или пренебрежительно к нему относиться. В связи с этим инструкторы систематически проходят курсы повышения квалификации.
- Конкуренция в Ульяновске высокая?
- Менталитет города такой, что своё редко кто придумывает. Обычно подглядывают за другими. У кого-то начинает получаться — открывают то же самое. В Ульяновске автошкол много. А толку? Много работы ни у кого нет. Чтобы переманить клиентов, начинают продавать курсы ниже среднерыночной стоимости. Многие автошколы не развиваются. Мы стараемся идти в ногу со временем. К примеру, сейчас создаём чат-боты с тренажёрами по ПДД для курсантов. Некоторые автошколы не соблюдают нормативы - курсанты не откатывают положенный минимум в 56 часов. Мы это правило соблюдаем. И предоставляем возможность практиковаться столько, сколько нужно.
- А следите за развитием автомобильной индустрии?
- Следим, конечно. Но помощи от государства нет. Автопарк меняем за свой счёт. Приятно учиться за рулём новенького авто, но за последнее время цены на автомобили стали космическими.
- Что, по вашему мнению, нужно изменить в сфере обучения водителей?
- Те же 56 часов откатки. Нужно смотреть по человеку: готов он или нет к экзамену. Многие доплачивают за дополнительные часы вождения. Всё должно быть индивидуально.
Ещё требуется установить минимальную цену на обучение. Хотя бы на региональном уровне. Чтобы демпинга цен не было. Если автошкола устанавливает цены ниже среднерыночных, значит, найдёт, на чём сэкономить не в ущерб себе — никто в минус работать не будет.
Кроме того, в теории есть пункты по устройству автомобиля. Это ещё с советских времён осталось. Но это сейчас не актуально — автомобили напичканы электроникой. Если что-то сломается по дороге, без компьютерной диагностики ты ничего не сделаешь.
- Как вы сами уже отметили, цены на автомобили за последние несколько лет значительно выросли. Стало ли меньше желающих получить права?
- Думаю, что нет. Наши инструкторы без работы не сидят. Права всегда нужны — сейчас все хотят быть мобильными.
- Сколько сейчас стоит в среднем курс?
- Где-то 36 тысяч рублей. Цена низкая, с учётом роста цен на бензин, запчасти и так далее. Оптимально стоимость должна быть порядка 45 тысяч. Это позволило бы повысить зарплаты инструкторам, облегчило бы содержание материально-технической базы. Но поднять стоимость не можем, как уже говорил, из-за демпинга цен в городе.
- Получается, этот бизнес сейчас не особо прибыльный?
- Не скажу, что сейчас есть большие обороты. Грубо говоря, работаем, чтобы работать. В крупных городах ценовая категория другая, менталитет тоже отличается.
- Есть кадровый голод? Каких берёте на работу инструкторов?
- Нам важно, чтобы человек был стрессоустойчивым и заинтересованным в результате. Чтобы не в телефон играл во время практических занятий, а следил за курсантом и указывал на ошибки. Например, таксистов не берём, у них специфика другая, их уже не перестроить. Из-за того, что требуем качественно обучать клиентов, кадровый голод ощущаем.
- Происходит много аварий на дорогах. Кто-то считает, что это последствия некачественного обучения.
- Соглашусь частично. Некоторые курсанты, думаю, в разных автошколах не докатывают положенные часы. Опыта нужного не набираются и сдают экзамен через «авось повезёт». Но в основном играет большую роль человеческий фактор. Многие торопятся, на дорогах невнимательны, некоторые пьяными садятся за руль.
- Автошколы с 1 апреля 2024 года обязаны иметь действующее заключение «о соответствии учебно-материальной базы», выдаваемое органами ГИБДД. Как это повлияло на работу автошкол?
- Мы в июле прошли эту проверку. У нас есть акт и заключение, согласованное с ГИБДД. Считаю, что это важное нововведение. Однако нужен более тщательный контроль. Знаю, что некоторые проходили эту проверку, показав лишь бумаги на автомобили. А на самом деле учат курсантов на двух-трех машинах. Человеку приходится долго ждать своей очереди на откатку.
- Ужесточилась ли сдача экзамена на получение водительских прав?
- Да. Раньше курсанту давалось три попытки. Не сдал первый раз — через неделю можно пересдать. И так три попытки. На третий раз не сдал — можно было повторить через месяц. Повторять можно было в течение полугода. Теперь, если курсант не сдал с третьей попытки, он может пересдать только через полгода. Это правильно. Есть время хорошо подготовиться.
- Всем ли дано стать водителем?
- Всем. Вопрос во времени и подходе к образовательному процессу: кто-то быстро учится, кому-то требуется больше времени. Необучаемых нет.
- На что нужно обращать внимание при выборе автошколы?
- В первую очередь на наличие лицензии. Она должна быть либо продлённой, либо бессрочной. Второй документ — акт и заключение ГИБДД о наличии материально-технической базы. Без этих документов автошкола не имеет права работать.
Кроме того, у автошколы должен быть автодром, где курсант получает первые навыки вождения.
И, конечно, свой автопарк. Обратите внимание на количество автомобилей (все ли они экзаменационные). Может быть три машины, а экзамен сдают на одной. То есть человек учится на одной, а экзамен сдаёт на другой, ему непривычной.