Пилот Брежнева и герой «Итальянцев в России»: 90 лет высшего пилотажа УИГА
Сегодня исполнилось 90 лет со дня образования Ульяновского института гражданской авиации (УИГА). Mosaica.ru перелистала архивные страницы и узнала о известных выпускниках и руководителях этого вуза.
С легкой руки Бугаева
Ульяновск в советское время был знаменит не только как родина Ленина, но и своей высшей летной школой. О ШВЛП тогда знал каждый пилот Страны Советов. В Ульяновск обучаться летному мастерству приезжали даже летчики из соцстран.
19 сентября 1935 года считается датой создания учебного заведения. Однако в Ульяновск Школа высшей летной подготовки (ШВЛП) была перебазирована лишь в 1950 году. С институтом связана судьба главного маршала авиации Бориса Павловича Бугаева, который был личным пилотом генсека Леонида Брежнева, а затем долгие годы возглавлял гражданскую авиацию СССР (МГА). Именно он инициировал перебазирование ШВЛП в Ульяновске. А с 1 января 1993 года на его базе было организовано Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт) с сохранением функций обучения, переподготовки и повышения квалификации авиаспециалистов летного, технического и диспетчерского персонала гражданской авиации.
Сегодня в вузе учат летать на самолетах Airbus A-320, Boeing-737-800-NG, SSJ-100, Ту-204/214. Продолжают функционировать и «старожилы» центра – тренажеры Ил-76ТД, Ан-2, Ан-24(26), Як-40, Як-18Т 36-й серии, Як-42.
Ульяновский институт гражданской авиации имеет свой аэродромный комплекс «Ульяновск (Баратаевка)» и аэродром «Солдатская Ташла», включающий искусственную взлетно-посадочную полосу, две грунтовые полосы, командно-диспетчерский пункт для выполнения учебных полетов.
Главным достоянием считается Головной отраслевой музей истории гражданской авиации. Уникальная выставка развернута в районе аэродрома «Ульяновск (Баратаевка)» на площади около 18 га.
В УИГА проходили подготовку и переподготовку космонавты, чтобы поддерживать навыки пилотирования самолетов.
Среди выпускников — тысячи командиров воздушных судов, которые летают по всему миру в крупнейших авиакомпаниях.
Летные истории
Ульяновский институт ГА — это не просто вуз, а культовое место в мире гражданской авиации, с уникальной историей, собственной взлетной полосой и славой главной «кузницы» пилотов международного класса на постсоветском пространстве.
Среди известных выпускников и руководителей — Иван Антонович Таращан (1923–1998), который был начальником ШВЛП в 1974–1977 годах.
- В 1973 году Иван Таращан участвовал в съёмке фильма Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России» в Ульяновске, - рассказывает бывший работник ШВЛП, пенсионер Иван Дозоров.- Помните, как Ту-134 совершает вынужденную посадку на шоссе. Тогда создали шоссе на взлётно-посадочной полосе. Главная трудность заключалась в том, чтобы посадить Ту-134 среди движущихся машин.
Эльдар Рязанов писал в своей книге: «Самолётная эпопея снималась на аэродроме в Ульяновской школе лётчиков гражданской авиации. Заместитель начальника школы Иван Антонович Таращан предложил:
«Получите письмо в Министерстве гражданской авиации, в котором мне позволят летать с нарушением инструкции, и я выполню трюк».
Но в Министерстве гражданской авиации не пошли навстречу. Таращан сначала наотрез отказался выполнить это. Но потом потребовал следующее:
«Машины только легковые, за рулём – только лётчики: в этой чрезвычайной ситуации им будет легче ориентироваться безошибочно». Мы созвали всех лётчиков, имеющих личные машины, и мобилизовали на съёмку. По краям взлётной полосы навстречу друг другу двигались легковые автомобили, и И. А. Таращан посадил лайнер на взлётную полосу. Он проделал это по нашей просьбе шесть раз и каждый раз выполнял задание безупречно! Если бы не Таращан и его товарищи, если бы не лётчики, которые умело увёртывались на автомобилях от воздушного корабля, если бы не их умение, мужество, храбрость (не только профессионализм), не их желание помочь нам, то эпизода в картине не было бы».
На борту лайнера во время съемок находился не только экипаж, но и ульяновские курсанты. Кстати, за эту работу Иван Антонович не взял ни копейки.
Выпускник УИГА 1999 года Константин Парикожа, командир самолета Boeing 777 «Оренбургские авиалинии», награжден орденом Мужества, почетный работник транспорта России.
10 февраля 2016 года выполнялся рейс из Пунта-Каны (Доминиканская республика) в Москву. На борту находилось 355 пассажиров и 20 членов экипажа. Через 15 минут полета на высоте 6000 метров в одном двигателе раздался хлопок, после чего началось задымление салона.
Командир экипажа 38-летний Парикожа (налет более 9500 часов), принял решение посадить лайнер на одном двигателе. Во время торможения произошло искрение в области колес шасси, эвакуация пассажиров производилась по надувным трапам. Никто из пассажиров и членов экипажа не пострадал.
Дамир Юсупов (выпуска 2018 года), командир воздушного судна Airbus A321, Герой Российской Федерации.
Юсупов Дамир работает в авиакомпании «Уральские авиалинии» с 2013 года, в должности командира воздушного судна с 2018 года.
15 августа 2019 года при выполнении рейса Жуковский – Симферополь при наборе высоты в двигатели попали птицы, что привело к их остановке. Дамир принял решение посадить лайнер прямо на кукурузное поле и приступил к снижению в ручном режиме. После совершения аварийной посадки Дамир дал указание о немедленной эвакуации пассажиров. Вероятность возникновения пожара на борту была высокой, так как самолет был полностью заправлен топливом. Он последним покинул борт самолета, после чего распорядился, чтобы пассажиры отошли на безопасное расстояние от воздушного судна. В итоге он сохранил жизни 226 пассажиров и 7 членов экипажа.
Выпускник 2012 года Кирилл Песков стал 135-й советским и российским космонавтом, покоривший космическое пространство в составе интернационального экипажа 73-й экспедиции МКС в марте 2025 года.