Меню
Закрыть

Дойка до нуля. Как Ульяновская область теряет молочное стадо

Люди уезжают из сёл, денег на развитие фермерских хозяйств не хватает, некоторые сельхозпредприятия вынуждены закрываться. Ульяновская область останется без молока и мяса?

сайт freepik
сайт freepik

Положение дел в агропромышленном комплексе (АПК) области на этой неделе обсудили депутаты профильного комитета Законодательного Собрания (ЗСО).

Ситуация удручающая. Поголовье крупного рогатого скота (КРС) за пять лет сократилось на 42,5 тысячи голов (на 35,7%). Только коров — на 17 100. Особенно заметно сокращение в личных подсобных хозяйствах населения. Там численность КРС упала с 56 тысяч до 24 тысяч голов. Это связано, в том числе, с оттоком сельского населения, которое за 10 лет уменьшилось почти на 60 тыс. человек.

В итоге надой молока сократился на 38% (со 228 тыс. до 175 тыс. тонн), производство скота и птицы на убой — на 13,5% (с 67 тысяч до 58 тысяч тонн). А производство мяса крупного рогатого скота: с 20 400 тонн до 12 000 тонн (на 41%).

«Отрасль животноводства сталкивается с экономическими трудностями: объёмы производства молока и мяса в Ульяновской области последовательно снижаются, — сказал председатель Агропромышленной палаты Сергей Черкасов. — Это обусловлено ростом себестоимости продукции, падением рентабельности, низкими закупочными ценами, износом оборудования и длительным сроком окупаемости вложений».

Где взять деньги?

Всё это грозит закрытием предприятий мясомолочной отрасли. Фермеры отмечают, что разрушить её легко, а вот восстановить потом будет крайне сложно — потребуются значительные финансовые вложения и усилия.

Чтобы этого не случилось, необходимы бюджетные средства на поддержку животноводства. Где их взять? Извечный вопрос. В Агропромышленной палате предложили перераспределить часть финансирования с растениеводства (которое в регионе идёт довольно успешно — рекордный урожай зерновых составил более 2 млн тонн) и направить эти средства на поддержку производителей молока и мяса. Также предлагается увеличить размер субсидий для сельхозпроизводителей в расчёте на единицу произведенной продукции — литр молока или килограмм мяса.

Депутат Сергей Моргачёв считает, что полученные в 2025 году субсидии на сельское хозяйство — порядка 1,3 млрд рублей — распределились крайне неравномерно: растениеводство получило 260 млн рублей, а животноводство — лишь на 20 млн больше.

«Возникает закономерный вопрос: куда потрачены оставшиеся сотни миллионов рублей? Почему наблюдается такая несправедливость в распределении средств? От руководства аграрного сектора мы услышали лишь невнятные разъяснения, которые не внесли ясности в ситуацию. Проблема эффективного использования бюджетных ресурсов остаётся открытой», — прокомментировал он.

Сами аграрии считают, что нужны публичные слушания с фермерами и чиновниками, ежемесячная отчётность на сайте Минсельхоза и независимый аудит расходов. Тогда всё станет ясно.

На заседании профильного комитета в ЗСО. Фото - ЗСО

Не совпадают мнения

Председатель аграрного комитета ЗСО Рамиль Хайруллин уверен, что в условиях непростой экономической ситуации нужно активнее привлекать субсидии, чётко планировать и понимать, какие меры поддержки дадут конкретные результаты.

Заместитель председателя аграрного комитета Вячеслав Ковель:

«Для развития отрасли недостаточно просто увеличить объёмы субсидий. Как пример: для повышения закупочной цены литра молока только на один рубль необходимо, согласно подсчётам минсельхоза, потратить около 50 млн рублей; очевидно, что это не решит системную проблему».

А вот фермер Абдуллаев считает, что поддержка не должна ограничиваться только субсидиями. Нужна также консультативная помощь в оформлении документов, и самое главное — гарантированный сбыт продукции по приемлемым ценам. А то будет и мясо, и молоко, а реализовывать товар будет некому. Или принимать начнут по низким ценам. Фермер не должен работать в убыток.

В областном правительстве пояснили, что с ситуацией знакомы и держат её на контроле.