Ульяновская область
Меню
Закрыть
Новости региона
Ульяновская область

Стихийный и неуправляемый рынок: ульяновский глава Городской похоронной службы Чабан о проблемах в сфере

Корреспондент mosaica.ru выяснил подробности

mosaica.ru
mosaica.ru

10 ноября глава МБУ «Городская похоронная служба» Михаил Чабан, зампредседателя Общественной палаты региона Геннадий Слюсаренко на пресс-конфереции ответили на вопросы журналистов о проблемах, которые есть в похоронном бизнесе, а также о том, что может их решить.

Начальник муниципального бюджетного учреждения вначале рассказал, что его жизнь тесно связана со СМИ, поэтому может смело обращаться к ним как к коллегам. 

Выяснилось, что он четверть века работал в области военной журналистики, участвовал в выборных кампаниях, имеет опыт в политтехнологиях. Создавал газеты, возглавлял один  из московских издательских домов. Поэтому привык, что журналисты должны отвечать за свои слова, публикации. В последнее время появились публикации, которые, по его мнению, не отражают действительность. Поэтому возникла необходимость сегодняшней встречи. 

Общие данные по кладбищам

По словам Чабана, на территории столицы 73-го региона расположены 33 кладбища, занимающие примерно 300 гектаров земли, территории в основном заросли лесами.

11 из них сейчас закрыты. Для этого были объективные причины. 

 К примеру, на Майской горе на этом настаивало Министерство обороны, так как строится Суворовское училище. В городе закрыто кладбище на Карла Маркса. 

Еще на восьми закрытых кладбищах, расположенных в сёлах, просто закончилась свободная земля. Здесь разрешено лишь погребение родственников. Спикер уточнил, что в одну могилу позволено закапывать три гроба.

Что касается Ишеевского (северного) кладбища, то его площадь - 160 гектар земли (по закону должно быть 40 га). Там 175 тысяч захоронений. 

Семейные захваты земли

Чабан эмоционально рассказывал о проблемах, с которыми сталкивается по долгу своей работы.

К примеру, многие люди в сельской местности незаконно занимают большие участки под семейные захоронения (с запасом, чтобы могилы родственников были рядом), несмотря на то, что закон предоставляет бесплатный участок размером 1,8 на 2,2 метра.

Рассказал также и о том, что в период с 2001 по 2011 год муниципальное унитарное предприятие "Ритуальные услуги", осуществляла продажу земли. Существуют записи о том, что люди приобрели 3,5 тысячи мест на Ишеевском кладбище и 800 мест на Архангельском. У этих людей есть документы, подтверждающие право на эти места, которые находятся в резерве. Так Чабан объяснил слухи о возможности захоронения даже на закрытом кладбище при наличии достаточных средств.

Задача муниципального бюджетного учреждения закреплена в уставе и муниципальном задании. Осуществляется выдача разрешений на захоронение, и никто не может провести похороны без участия учреждения. Граждане должны предоставить свидетельство о смерти. Есть определенные сложности при похоронах в день смерти мусульман. Как правило, документы еще не готовы.

 Еще одной проблемой является то, что люди не привыкли получать разрешение на установку памятника, несмотря на наличие законов, которые это регламентируют.

Сложности есть и с благоустройством. На старых кладбищах мешают деревья, они же угрожают переломать ограды и кресты. На технике туда сложно подъехать. 

Геннадий Слюсаренко подчеркнул, что кладбище, где покоится множество участников Великой Отечественной войны, оставлено в запущенном состоянии, поскольку ухаживать за могилами, увы, некому. На северном кладбище асфальт есть не везде, чаще непроходимая грязь.

- Проблем немало. Мы предпринимаем множество усилий, но средств не хватает на всё — территории огромны. Говорить о неудовлетворительном состоянии можно бесконечно. Если бы мне предоставили сразу 50 миллионов, я бы мог асфальтировать дороги, установить ограждение. Но бюджет ограничен. При наличии финансирования мы сможем быстро решить все проблемы. У нас есть план, он лежит на столе у главы города, но пока это только мои хотелки, - ответил Чабан.

Стихийный рынок

За бесплатным участком нужно обращаться в МБУ «Городская похоронная служба». Люди же платят ритуальщикам десятки тысяч рублей. Видимо, не зная таких моментов. Либо знают, но хотят другую землю, а не из предложенных свободных участков. А спрос рождает предложение, появляются люди, которые тихо, но за деньги выкопают, где хочешь.  

Стоит учесть, что Федеральный закон от 1996 года сформулирован так, что на кладбище может действовать любое ритуальное агентство: они могут захоранивать без разрешения МБУ.

- Любой человек может прийти с лопатой и выкопать могилу, - подчеркивает Чабан. - Охраны на кладбищах нет, ситуация характерна для всех регионов страны. 

В связи с этим существует значительное количество представителей ритуальной сферы. Точное количество таких агентств в городе установить не удалось. Их тарифы за предоставляемые услуги также остаются неизвестными, поскольку каждый агент выбирает свои расценки. Аналогичная ситуация сложилась с установщиками памятников: их расценки остаются неизвестными, поскольку взаимоотношения строятся на договорной основе.

В отношении финансовых вопросов, связанных с захоронениями, существуют как порядочные организации, так и менее честные, с которыми очень часто возникают конфликты, включая «однодневки». В момент горя человеку часто не до того, где будет покоиться его родственник. Некоторые ритуальные агентства предлагают услуги «под ключ».

Чабан отмечает, что в шоке от объявлений, в которых заявляют, что решат все вопросы с землей в любом месте на любом кладбище.

Хуже то, что все ритуальщики представляются работниками кладбища, из-за этого идет перекос. 

- Когда я только устроился работать, недели через две мне звонит глава города и говорит: «Твои продают землю». Начинаю разбираться. выясняется, что какой-то Слава, но у меня таких нет. 

Навести порядок можно только при помощи изменений законодательства.   

Порядка шести лет ждут новый закон, но его нет до сих пор, по мнению Чабана, из-за антилоббистов, которые в этом бизнесе и им он не выгоден. 

Нужны изменения в КоАП с повышением штрафов. Они должны быть внушительными за незаконные захоронения, установку памятников.

Городу нужен крематорий

Чабан пояснил, что для Ульяновска нужен крематорий. Проект крематория в Заволжье является частным, и Чабан считает, что выбранное место ошибочное — всего в 400 метрах находится посёлок "Зенит", и его жители выражают недовольство этим. Рассматривалась возможность размещения объекта у Баратаевской свалки, но этот вопрос до сих пор не решен.

В настоящее время к небольшим кладбищам (на Мостовой, в Лаишевке) добавляется по 1,5-2 гектара. На Архангельском кладбище минприроды выделило 2 гектара для захоронения погибших на СВО. Планируется выделить около 10 гектар земли в районе посёлка Мирный; в мэрии будут рассматриваться вопросы перевода земельных участков и изменения генплана.

Рядом с Баратаевкой есть земельный участок, предназначенный для частного кладбища, но согласно законодательству, хоронить здесь нельзя — требуется дождаться внесения изменений. По словам Чабана, северного (Ишеевского) кладбища хватит всего на два года.

Неугодный

Прозвучал вопрос, знает ли Михаил Чабан бизнесмена Игоря Орлова (поговаривают, что связан с похоронным бизнесом).

Чабан признался, что с ним он встречался в кабинете Игоря Эделя (ныне - бывшего заместителя губернатора). 

- Я хотел убрать цветочников, которые ведут бизнес незаконно у ворот. Одна женщина заявила, что платит деньги, поэтому "торговала и буду торговать". Думаю, мы зацепили многих людей. В кабинете Эделя мне сказали, что я мешаю бизнесу. Эдель выслушал мои довод и он ответил, что я работаю в рамках закона. На этом знакомство закончилось.

Чабан ответил, что до него доходили слухи, что его пытались снять с должности.  

Напоследок спикер сказал, что весь похоронный рынок надо отдать церкви, чтобы никто на нем не зарабатывал.

- Все считают, что там миллиарды рублей, но я оцениваю теневой рынок в 500 млн, - заключил Михаил Чабан, МБУ «Городская похоронная служба».

Нет комментариев
Обсудить