Ульяновские пешеходы борются за выживание
Даже легальные переходы, оборудованные знаками и разметкой, не гарантируют безопасности.
На днях завершился громкий судебный процесс, в котором в роли обвиняемого предстал 25-летний водитель, минувшим летом сбивший женщину с ребенком на нерегулируемом пешеходном переходе на улице Октябрьской. Напомним, тогда 6-летний малыш погиб, а мама долгие месяцы провела на больничной койке. Но на фоне резонансного дела, всколыхнувшего всю ульяновскую общественность, невольно позабыли о том, что подобные происшествия, хоть и с менее трагическим исходом, происходят в городе едва ли не ежедневно! Редкая сводка ГИБДД обходится без сообщений о подобных ДТП. Причем большая часть происходит именно на пешеходных переходах. Так, в минувший понедельник под колеса попали семеро ульяновцев, пятеро из которых мирно шли через дорогу по зебре. Получается, что даже легальный переход не является гарантией безопасности? Насколько правы те, кто утверждает, что во многом виноваты сами пешеходы? И почему водители по-прежнему игнорируют Правила дорожного движения, требующие пропускать людей на переходах?
Зависть и бескультурье
Противостояние между пешеходами и водителями уходит корнями на зарю автомобильной эры. Недаром на эту тему шутили еще Ильф и Петров в своей книге «Золотой теленок». Но, если говорить серьезно, то, по мнению большинства ульяновцев, причиной того, что пешеходы, зачастую сами лезут под колеса, является элементарная зависть безлошадных граждан к обладателям собственных авто.
- Да, я никогда не жду, что меня пропустят, - заявил 35-летний Сергей Десятов. – Просто подхожу к переходу и иду. В конце концов, водители прикрыты кузовами своих машин, а я перед ними беззащитен. Так что пусть сами думают о безопасности. Собьют – им же и отвечать.
Что же касается самих водителей, то в основе их поведения, как правило, лежит пренебрежение элементарными Правилами дорожного движения. Взять хотя бы переход на улице Спасской, возле гостиницы «Венец». Ровный участок дороги позволяет развить большую скорость. Потому тормозят перед переходом крайне неохотно. Буквально на наших глазах водитель иномарки промчался в полуметре от переходивших дорогу студентов. И такие случаи здесь – обыденная практика.
- Еще несколько лет назад пешеходы имели право переходить дорогу по переходу, только если поблизости не было транспорта, - объяснила юрист Людмила Михайлова. – Неудивительно, что обязательство пропускать пешеходов до сих пор раздражает многих водителей, и они его усиленно игнорируют. Пару лет назад автомобилистам предписали пропускать людей, переходящих дорогу вдоль границы перекрестка – об этом иные даже не слышали.
Спасительный бликер
Кстати, тот злополучный переход на Октябрьской, сегодня можно считать едва ли не самым безопасным в городе. Во-первых, воспоминания о трагедии заставляют водителей быть внимательнее. А во-вторых переход оборудован дополнительными знаками, хорошо освещается в ночное время, и поблизости постоянно дежурит наряд ДПС. Остается надеяться, что для усиления мер безопасности не потребуется новых жертв.
Определенные меры ГИБДД области уже предпринимает. В эти дни в регионе проходит акция «Внимание – пешеход!», в ходе которой усилен надзор за пешеходными переходами. С начала акции уже составлено 58 актов против водителей и 23 акта против пешеходов. Не лишним будет напомнить, что за нарушение ПДД на пешехода накладывается штраф в 500 рублей.
Еще одним выходом из создавшейся ситуации руководству региональной дорожной полиции видится ношение пешеходами светоотражателей-бликеров. Особенно в темное время суток и в условиях недостаточной видимости. В свете фар бликеры мерцают, подобно полоскам на жилетах дорожных рабочих и форме сотрудников ДПС. Завидев «маячок» водители поневоле сбрасывают газ. Все городские автошколы просят уделять больше внимания теме проезда пешеходных переходов, и проработать с курсантами возможные варианты возникновения опасности.
Евгений МИХАЙЛОВ
Фото автора.