Ульяновская область
Меню
Закрыть
Новости региона
Ульяновская область

Не кукольные страсти Пиковой дамы

В детстве наверняка каждый из нас бывал в театре кукол. Мы смотрели веселые спектакли со счастливым концом и незатейливым сюжетом. И само слово «куклы» чаще используется в разговоре о чем-то детском, несерьезном. Поэтому осознание, что театр кукол – не только для детей и иногда совсем не для детей, приходит как откровение.

В афише ульяновского театра кукол возрастное ограничение 16+ можно увидеть все чаще – «Фрекен Жюли» идет уже год, скоро приезжает «золотомасочная» «Кармен», а уже 5 сентября на сцене появится «Пиковая дама». Спектакль, в котором задействованы артисты нашего драматического театра, поставил художественный руководитель подмосковного театра кукол «Огниво» Станислав Железкин. Перед генеральным прогоном постановки он ответил на несколько вопросов, рассуждая о современности и традициях, форме и содержании, куклах и Пиковой даме.

Его работа с куклами началась в 15 лет, и это уже было по-взрослому – одиннадцатый ребенок в семье, он принял участие во всероссийском конкурсе чтецов, где был замечен главным режиссером театра кукол Александром Хмелевым, который пригласил подростка в театр. Творческая «география» Железкина берет начало в родной Волгоградской области, потом Краснодар, Тюмень, Ярославль…

В театре «Огниво» в Мытищах, которым Станислав Федорович руководит уже 23 года, с первого дня ставили спектакли для взрослых, многие из которых идут с аншлагами больше десяти лет. Это «Шахерезада – любовь моя», «Безымянная звезда», «Лекарь поневоле», «Прощание с Матерой».

Станислав Федорович сам начал беседу с того, что рассказал о своей недавней поездке на Кубу на масштабный Международный конгресс кукольников. Говоря о спектаклях, которые привозили разные страны – российских там не было - Железкин отметил, что было много слабых, с яркой формой, но без глубокого содержания:

– Есть такая тенденция – западные театры берут формой. Когда я преподавал в течение 10-11 лет во Франции, мне непонятно было: задумка потрясающая, а про что? Это не значит, что там артисты плохие. Но чем ярче форма, тем ярче, внятнее должно быть содержание, про что, суть. Если артист на сцене волнует зрителя, то он не уйдет со спектакля пустым, холостым. А зритель приходит за эмоциями – зашел одним, вышел другим. Даже чуть-чуть в споре, с конфликтом с тем, что увидел, с собой.

Почему актеры не от мира сего и зачастую находятся в конфликте с другими профессиями? Просто другие профессии может себе позволить любой человек. Он может ответить на вопрос «как ты живешь на земле?». А актеры отвечают на вопрос «зачем ты живешь на земле?».

– Наверное, сейчас в целом форме придают больше значения, чем содержанию. Может ли театр глубокими содержательными спектаклями это изменить в человеке?

– Нам надо не задушить изначально новые формы. У зрителя впечатление индивидуальное, он смотрит глазами, а потом слушает. Но самое страшное, что мы визуально видим очень ярко придуманное, а выходим пустые со спектакля. Думаешь – как хорошо придумано, а про что? И вот это извечный вопрос. Великий литовский режиссер Мильтинис в г. Паневежисе собирал режиссеров и говорил: «Не ищите ничего нового, ищите вечное». Гениальная фраза! Хотя он был суперсовременный, и по форме, и по содержанию, но в первую очередь по содержанию.

Почему именно театр кукол?

– У меня была учительница – самая выдающаяся актриса театра кукол, Любовь Ильинична Люй-Чан. Она работала в ульяновском театре с начала истоков, с Николаем Валентиновичем Мисюрой (одним из основателей ульяновского театра кукол – прим. авт.).

Я не жалею, что я в театре кукол. Наверное, в драме я бы не сыграл столько и таких ролей, которые мне доверили здесь. Более трехсот ролей за сорок шесть лет никто в театре драматическом не играет, а я сыграл, и каких – и Макбета, и Пер Гюнта, и Герострата, и Нерона.

Если б мне было неинтересно, я бы ушел в драматический театр. Но с моей точки зрения, существование артиста в театре кукол как живого плана дает больше возможностей, нежели в другом жанре.

Об ульяновских талантах

Главную роль – Пиковой дамы - в спектакле играет актриса Ульяновского драматического театра Кларина Шадько. У них с режиссером есть немало общего, всю жизнь служат театру. Один никогда не менял кукол на драму, другая отказывала столичным театрам в пользу ульяновского. 

– Я видел много удивительных артистов. Но я столкнулся с величайшей актрисой, это Кларина Ивановна Шадько. Это театр преподнес мне подарок судьбы, что именно в этом спектакле именно этот человек. Актриса, которая не лжет, она не умеет. Это природа ее правды и ее багаж. Я влюблен, влюблен.

Главный режиссер Ульяновского театра кукол Людмила Гаврилова добавляет:

– У вас будут дети!

– Я уверен, что они будут не бездарными (смеется).

– Мне повезло с яркой формой – у вас выдающийся художник Дмитрий Бобрович. Мало того, я познакомился с ульяновским скульптором. Дмитрий Потапов. Это удивительно! Я зашел, подумал: «Боже мой!». Талантлива ульяновская земля, талантлива.Кстати, Железкин в Ульяновске не впервые. В 2012 году он ставил здесь спектакль «Гадкий утенок», который представили на окружном фестивале «Театральное Поволжье» – «Ниточка» в Уфе. Кстати, художником для этого спектакля также был Дмитрий Бобрович, автор кукол «Пиковой дамы».

О «Пиковой даме» и ценностях

Эту повесть А. С. Пушкина считают одним из лучших произведений поэта и писателя. В трактовке, которую увидит ульяновский зритель, спектакль идет чуть больше часа. Как говорит Станислав Федорович, до момента премьеры спектакль строится, и все получается, когда есть еще одно действующее лицо – зритель.

– Он (Пушкин - прим. авт.) в короткий сюжетный ход вобрал в себе жизненную предельную простоту, мистику, азарт и адреналин игроков. И не случайна ключевая фраза, которую говорит графиня: «Я пришла к вам не по своей воле, мне велено доложить, карта такая-то, такая-то, но чтобы ты никогда больше не садился играть и женился на моей воспитаннице». Почему графиня ни родственникам не отдавала карты, никому – она считала, что людям, которые внутри не имеют багажа, нравственного духовного стержня, это принесет гибель, что в итоге с Германном и произошло.

Посмотрите, сколько сейчас богатых людей, которые боятся расстаться со своим капиталом. Нет бы вложить в меценатство, в культуру, в искусство. Если нет национального искусства, даже если есть завод, космическое оборудование, мы как нация погибнем. И мне кажется, что сегодня образ графини и отвечает на тот вопрос. Задумайтесь – она все это прошла. И она смотрит на них: вся эта жизнь – суета сует. Мне кажется, она про это, по крайней мере, для меня это дорого было.

В постановке задействованы актеры вместе с куклами. В отличие от привычного кукольного спектакля, здесь актеры видны зрителю и помогают понять характер героев. Особенно это заметно на примере Пиковой дамы:

– С существованием графини на сцене существуют и персонажи. Потому что у нее мир иной, восприятие, мироощущение. И для нее это куклы, а не персонажи. Неслучайно кукла меньшего размера, потому что куклы живут в другой ритмической основе, нежели она. И вот она со снисхождением смотрит – это она проходила, и эту игру проходила...

Ценности другие, и мы в этом несем большую ответственность. Вот для этого и существует театр, чтобы пришли за эмоциями, а когда ушли, что-то в душе, сердце и мозгу осталось. Поэтому Пушкин всегда вечен – он своим персонажам дает право выбора – кем ты будешь – Германном, Лизой. Главное, чтобы ответственность была.

Наша справка:

Станислав Железкин – организатор и художественный руководитель городского театра кукол «Огниво» в Мытищах (Московская область). Режиссер более 60 постановок в России и за рубежом. В 29 лет стал одним из самых молодых артистов, удостоившихся звания заслуженного артиста РСФСР. Народный артист России, президент ассоциации «Театр кукол – XXI век».

Фото автора и Ульяновского театра кукол

Нет комментариев
Обсудить