Чудо села Городищи
Храм, переживший войны и революции.
С 11 по 12 июня группа ульяновских фотографов совершила небольшую экспедицию по Инзенскому району, где на сравнительно небольшой территории находится несколько каменных храмов, которые неплохо сохранились, но пока пустуют. Вся проблема в том, что некогда многолюдные и богатые сёла, где они были построены, сейчас пришли в полный упадок, а местами и вовсе исчезли – как, например, Пятино, где когда-то было поместье Анненковых.
Но особо примечательна судьба трехпрестольного храма в честь Рождества Христова в селе Городищи. Самое удивительное, что строительство этого поистине величественного сооружения было завершено в 1929 году, когда уже образовался СССР, а весь советский народ праздновал двенадцатую годовщину Октябрьской революции. Чтобы понять, как и почему это произошло, необходимо погрузиться в историю…
Заглядывая в прошлое
Итак! Село Городищи, что находится в 22 километрах к северо-западу от Инзы на речке Медведке, было основано в XVII веке на месте древнего укрепления — городища, которое и дало название населённому пункту. Так что его жители были потомками ратных людей, которые «держали на замке» границу Российского государства. Известно, что в 1913 году, когда строительство храма уже шло, в Городищах было 248 дворов и 1603 жителя, здесь работал лесопильный завод и три мельницы. Следует отметить, что по своим размерам, изысканности и сложности и красоты архитектурного решения сопоставим со Спасо-Вознесенским собором в Ульяновске, который строили много лет и закончили строительство лишь недавно. Потребовались усилия всей области, власти и бизнеса, чтобы возведение храма, едва не превратившееся в очередной долгострой, было завершено. А тогда для подобной стройки оказалось достаточно ресурсов одного села с населением немногим более полутора тысяч человек. Не чудо ли?
К 1898 году деревянный храм, стоявший ранее на этом месте, сильно обветшал, и прихожане, разобрав его, выстроили новый, также из дерева. Правда, простоял он недолго – сгорел во время большого пожара, который уничтожил значительную часть села. Вскоре после этого на сельском сходе было решено украсить село новым большим кирпичным храмом, благо городищенские каменных дел мастера славились на всю округу, да и свое кирпичное производство имелось.
Храм, кстати, строился с таким расчетом, чтобы на каждой службе могли присутствовать все взрослые жители села. Сохранилось «техническое задание» на церковь в Чердаклах, которая строилась по аналогичному проекту, и там сказано: «Предполагаемая к постройке каменная церковь рассчитана на 1100 человек вместимостью и в зимнее время будет отапливаться. Другое место, предполагаемое на плане для молящихся, имеет форму квадрата 9 сажень в стороны, считая по наружным стенам, к которым с северной и южной стороны примыкают два полувосьмигранных пристроя, предназначаемые для алтарей, и с западной стороны прямоугольник, играющий роль паперти, с лица которой примыкает колокольня с главным входом и с боков две галереи с входными часовнями. Паперть эта снабжена тремя выходными дверями, открывающимися наружу, так что давки при скоплении народа у выхода не предвидится…».
Твердыня православия в безбожном царстве
Увы, церкви в Чердаклах повезло меньше, чем Городищенской – она была полностью разрушена в 1958–1960 годах, а вот храм, оказавшийся «на отшибе», вдали от крупных населённых пунктов, сохранился. И это тоже можно считать чудом.
Но вернёмся к началу строительства. Местный священник, наблюдавший за его ходом, сообщал, что в 1900 году при копании рвов под фундамент нового храма были найдены человеческие костяки и «много металлических и стеклянных принадлежностей мордовского костюма». Возможно, церковь была поставлена на месте старого мордовского кладбища.
Видимо, революции и войны начала XX века затянули строительство, поскольку датой освящения церкви значится 1925 год, но и после этого, по воспоминаниям старожилов, шло «устранение недоделок», так что во всей красе храм предстал лишь в 1929 году. Есть сведения, что попытки закрыть его были ещё до окончания строительства, но, по местным легендам, крестьяне с вилами в руках отстаивали свою святыню. Так это или нет – точно не известно… И всё-таки можно считать чудом, что именно во времена разгула воинствующего атеизма в далеком селе распахнул для прихожан свои двери православный храм Рождества Христова. Богослужения в новом храме прекратились только в 1931 году, когда решением уездных властей его закрыли, а большой колокол-баритон сбросили наземь и, разбив на части, отправили на переплавку. Но на само строение никто так и не покусился, и до начала 1970-х годов прошлого века церковь была закрыта, пока в ней не устроили зернохранилище колхоза имени XXIV съезда КПСС. Естественно, после развала СССР колхоз перестал существовать, и здание Христорождественского храма теперь пустует. Правда, как сообщили местные жители, недавно в село приезжали «какие-то монахи» и повесили на дверь замок. Замочек, правда, хиленький – такой, что не остановит того, кто решит зайти в храм с дурными помыслами. А вот для проезжих людей, что хотели бы полюбоваться сохранившейся настенной росписью, это непреодолимая преграда. Не вламываться же…
Но уже то, что священнослужители не забыли об этом храме, вселяет слабую надежду… Может быть, когда-нибудь с самой высокой в области колокольни ещё разнесётся благовест…
Фото автора