Меню
Закрыть

«Проблемный» ребенок может стать отличником! Ульяновский психофизиолог дает советы родителям

Какой родитель школьника не мечтает о том, чтобы его ребенок хорошо учился! Но гиперактивность и невнимательность могут стать преградой на пути к пятеркам.

vk.com
vk.com

Что делать? За советами мы обратились к ульяновскому психофизиологу, кандидату биологических наук Ольге Куракиной.

- Ольга Викторовна, чаще всего уровень знаний ребенка оценивают по результатам контрольных заданий. Но всегда ли эти оценки объективны?

- На контрольных работах 30% ошибок совершаются не по причине того, что школьники не знают материал, а из-за того, что невнимательны, неправильно прочитали вопрос или не так записали ответ. Внимание - это ключ к решению любой задачи. Но бывает, что в силу своих физиологических особенностей дети не могут сосредоточится на уроках, часто отвлекаются, непоседливы, на уроке заняты своими делами, их трудно удержать на месте. Для учителя такие дети становятся проблемой.

- А что с ними не так?

- В школьном возрасте мозг развивается наиболее интенсивно, но не всегда равномерно. Если мозг «не готов» усваивать информацию – внимание будет рассеянным, сконцентрироваться на задаче ребенок не сможет. И наоборот, если мозг слишком «взволнован», это будет приводить к излишней активности в поведении, повышенной тревожности, мешающей успешному усвоению знаний в школе.

Синдром дефицита внимания и/или гиперактивности (СДВГ) — одно из самых часто встречающихся нарушений детского и подросткового возраста. Именно СДВГ создает трудности, особенно когда ребенок начинает ходить в школу. Существует три разновидности СДВГ. Для первой характерно нарушение внимания. Такие дети забывчивы, не организованы, не могут сосредоточиться на уроке, часто отвлекаются. Вторая разновидность отличается повышенной импульсивностью и гиперактивностью. Ребенок часто перебивает, не дослушивает вопрос до конца, часто двигается, ерзает на стуле, неусидчивый. Третья разновидность – это сочетание первых двух.

Ольга Куракина | Фото: Варвара Каженцева

- Как «правильно» помочь своему ребенку делать уроки?

 - Создайте для ребенка правила и алгоритмы, помогающие структурировать его деятельность. Продумайте распорядок дня и следуйте ему. Организуйте рабочее пространство, для школьников это особенно важно. На столе не должны быть посторонние предметы, игрушки, гаджеты. Не вешайте на стены отвлекающих постеров, наклеек. Помогайте ребенку планировать. Можно составить график, который будет показывать, какие домашние задания по каким дням готовить.

Давайте своему отпрыску простые задания с краткими инструкциями. Пространные фразы и многочисленные уточнения ухудшают восприятие. Например, фраза «собери рюкзак и приготовь вещи на завтра» может оказаться слишком сложной для ребенка.

Хвалите ребенка за успех и старания, даже если результат, по вашему мнению, еще далек от идеала. Поощряйте ответственность. Избегайте переутомления, недосыпа, компьютерных игр, гаджетов. Направляйте энергию ребёнка в позитивное русло, спортивные секции (плавание, гимнастика). Не перегружайте нервную систему ребенка, несколькими дополнительными занятиями (репетитор, курсы скорочтения, иностранные языки и т.д.). Есть риск, что ребенок быстро устанет и не сможет показать хороших результатов ни в учебе, ни в спорте.

- А какие дадите рекомендации по питанию? Есть продукты «для ума»?

 - В некоторых случаях питание может стать причиной развития СДВГ, а в других — усугубит его. Красители, консерванты, прочая «химия» и сахар должны оказаться под запретом!

Гиперактивное поведение, нарушения внимания и обучения — все это проявления биохимического дисбаланса мозга. Современные пищевые продукты содержат более 5000 наименований искусственных добавок (красителей, ароматизаторов, консервантов), негативно влияющих на нейрохимические процессы.

Исследования показали, что детям с дефицитом внимания свойственно состояние гипогликемии (падение уровня сахара в крови). Ребенок чувствует слабость и усталость. Чтобы нейтрализовать это состояние, организм производит мощный выброс гормонов энергии (например, адреналина). Если ребенок с таким диагнозом нормально переносит небольшое количество сладкого, то при увеличении порции можно заметить беспокойство, а иногда — вспышки беспричинного гнева.

Чтобы уменьшить симптомы гиперактивности, рекомендуется добавить в рацион ребенка пищевые добавки с витаминами группы В, цинком и жировыми кислотами. Употребление таких видов рыб, как лосось, тунец, содержащих в большом количестве омега-3-жирные кислоты способствуют повышению когнитивных способностей мозга. Питание должно включать в себя многообразие свежих овощей, блюда с высоким содержанием белка, орехи.

- Как научить мозг «учиться» без лекарственных средств?

- СДВГ имеет биологическую основу и кроется в определенных нарушениях функционирования головного мозга. Нахождение правильного баланса в работе мозга и грамотное управление состоянием своего организма – основа любого обучения. Одним из самых эффективных и безопасных методов коррекции СДВГ является нейротерапия с БОС (биологическая обратная связь) или Neurofeedback. Процедуры абсолютны безболезненны и не имеют побочных эффектов. С помощью профессиональной аппаратуры и программного обеспечения можно получить информацию о том, как работает мозг. Во время тренингов ребенок обучается самостоятельно управлять активностью своего мозга, а результат своих усилий он видит на экране компьютера. Если он внимателен и правильно сосредотачивается, то мультик показывается без помех. Благодаря нейротренировкам мозг запоминает это состояние, а ребенок в нужный момент мобилизует ресурсы внимания, памяти, умеет правильно концентрироваться на задаче, не отвлекаясь.

- Насколько часто стоит тренироваться? 

- Мы рекомендуем начинать с двух раз в неделю. Продолжительность одного занятия 20-25 минут. Далее по достижении устойчивого эффекта, количество занятий снижается до одного раза в неделю, затем раз в месяц. Это основывается на объективных показателях   и современных представлениях о нейропластичности мозга.