Снова в школу. Ульяновский психолог рассказал, как подготовить ребенка к началу учебного года
До конца лета остается меньше месяца, 1 сентября ульяновская детвора вновь сядет за парты. Журналист сайта «Главные новости Ульяновска» пообщался с клиническим психологом Сергеем Фроловым, чтобы узнать, как подготовить ребенка
- Сергей Игоревич, на ваш взгляд, нужно готовить детей к школе? Или все должно происходить само собой?
СЕРГЕЙ ФРОЛОВ
клинический психолог
- Да, нужно. Для того, чтобы воспитывать из ребенка самостоятельного человека, необходимо следить за своим собственным поведением и стать для ребенка примером. Если в вашей семье один из членов позволяет себе лениться и перекладывать обязанности на других, никто не гарантирует, что ребенок не захочет перенять именно эту модель поведения. Также нужно создать все условия для того, чтобы ребенок мог быть самостоятельным в рамках своего возраста, например, повесьте полотенца ниже, ставьте специальные подставки, чтобы ребенок мог самостоятельно до чего-то дотянуться. Но не перегружайте ребенка обязанностями, а также не отказывайте в помощи, если он об этом просит.
- Как помочь ребенку перестроиться на новый режим дня и настроиться на учебу? За какой промежуток времени до начала занятий это нужно делать?
СЕРГЕЙ ФРОЛОВ
клинический психолог
- Начинайте подготовку к учебному году еще в августе – повторяйте пройденный материал, постепенно изменяйте свободный режим дня, заново приучая школьника раньше ложиться спать.
В начале учебного года не торопите ребенка, не ругайте его за невнимательность, не заставляйте заниматься уроками через силу. Учтите, что средний временной период адаптации к школе зависит от возраста учащегося. Для учеников начальной школы он составляет примерно полтора месяца, для 5-6-классников – один месяц, для учащихся 7-11 классов – 2-3 недели. Позаботьтесь о том, чтобы в период адаптации к школе снизить всевозможные нагрузки на детскую психику. Ограничьте просмотр телевизора и компьютерные игры в режиме дня ребенка, позаботьтесь о его достаточном пребывании на свежем воздухе, обеспечьте ему рациональное питание с большим количеством витаминов. Сон учащегося должен иметь продолжительность не менее 8-9 часов в сутки. Если проблема адаптации касается первоклассника, то нужно проявить особое терпение и понимание. Составьте для ребенка наиболее благоприятный режим дня, учите маленького школьника правильному отношению к неудачам, пробуждайте в нем стремление все лучше и лучше справляться с учебой. Хорошей подготовкой к школьному режиму является посещение малышом детского сада. Первый учебный год является не только самым трудным, но и самым ответственным. Сумеют ли родители поддержать познавательный интерес ребенка, будут ли способствовать развитию его самостоятельности – от этого напрямую зависят успехи школьника в учебе в следующих классах.
- Как объяснить первокласснику, для чего нужно ходить в школу?
СЕРГЕЙ ФРОЛОВ
клинический психолог
- Старайтесь донести свою мысль как можно проще, не обнадёживая и не пугая. В школу идут, потому что уже доросли до этого. Теперь необходимо научиться тому, что умеют взрослые. Для этого есть учитель, которого непременно нужно слушать и выполнять все распоряжения. Ещё нужно познакомиться с новыми ребятами и построить с ними хорошие, добрые отношения. Чтобы всё было успешно, нужно привыкать к новому режиму дня - делу время, час потехе. Ну и, конечно, несколько забавных историй из школьной жизни мамы и папы не помешают сделать такой разговор живее и понятнее.
- Как научить ребенка самостоятельно адаптироваться к школьному окружению?
СЕРГЕЙ ФРОЛОВ
клинический психолог
- Это зависит от разных факторов:
- особенностей характера;
- уровня сложности образовательной программы;
- обстановки в семье;
- наличия сторонних стрессовых факторов;
- степени подготовленности малыша к школе и пр.
В связи с тем, что темпы адаптации индивидуальны, ребенку требуется внимание и посильная помощь от взрослых. Неудача может привести к развитию комплексов и страхов в детском возрасте, низким отметкам и другим негативным последствиям. Необходимо понимать всю ответственность периода адаптации, который важен для психического развития ребенка.
- Как настроить ребенка на учебу после длительных каникул и онлайн-обучения?
СЕРГЕЙ ФРОЛОВ
клинический психолог
- Придумайте ритуал «прощания с летом». Можно выбраться всей семьей на пикник, смастерить вместе оригинальный коллаж из летних фото. Накануне 1 сентября было бы хорошо организовать встречу со школьными друзьями дома или в кафе. Общение с одноклассниками мысленно вернёт ребенка в школьное время, и он будет чувствовать себя спокойнее перед первым днем учебы.
- Как быть, если ребёнок отказывается идти в школу?
СЕРГЕЙ ФРОЛОВ
клинический психолог
- «Не хочу» – может нести совершенно разный смысл. Это то, что в первую очередь должны понимать взрослые.
- Ежедневный ритм подразумевает цикличность выполнения тех или иных заданий. Рано или поздно даже любимое занятие, которое необходимо выполнять обязательно, нас утомляет. Вам ведь тоже не всегда хочется отправляться на работу или что-то делать по дому? Если суть только в этом, отпрыск периодически ноет о том, что не хочет идти в школу – проблемы нет. Совет психолога: иногда, если вы видите, что дети устали, дайте «законный» прогул. Этим вы выиграете 3 бонуса:
- заработаете дополнительные баллы как любящий и балующий родитель;
- предотвратите настоящее переутомление;
- дадите возможность соскучиться по классному коллективу.
Ребёнок изменился, замкнулся в себе, стал агрессивным. Походы в школу превратились в пытку, сборы сопровождаются слезами, а подросток начал ежедневно прогуливать – бейте в колокола. Наличие таких фактов говорит о серьёзной проблеме. Чем быстрее вы её найдёте и устраните, тем меньше пострадает детская психика.
Причиной отказа может быть, например, конфликт с одноклассниками. Дети часто бывают жестокими. Они не могут видеть ситуацию объёмно, как взрослые. Поэтому оценивают её и последствия своих действий совсем по-другому. Одноклассники могут издеваться из-за каких-то внешних недостатков, комплексов. Но часто причиной всеобщего неприятия может служить характер или поведение самого ребёнка. Так случается, когда сын или дочь входит в новый коллектив. Желание выделиться, показать себя с «лучшей» стороны, защититься нападением, всё это может иметь искажённую форму. Окружающие дети не поймут наглости новичка и станут его травить. Как следствие – у ребенка возникает нежелание идти в школу.
Отсутствие интереса к процессу обучения возникает в трёх случаях:
- Ребёнок отстаёт от школьной программы. Даже очень умные и развитые дети могут получить пробел знаний в некоторых предметах или разделах. Причины разные: болезнь, семейные обстоятельства, несоответствие способностей и направленности обучения.
- Наоборот, программа не успевает за школьником. Ребёнок любознательный, много читает, интересуется новостями науки, техники. Родители много делают для его развития. Он вырастает из школьной программы, как из старой формы.
- Интеллектуальные возможности ребёнка не позволяют ему адекватно воспринимать материал. Ваша кроха очень хочет и сильно старается. Но в силу своих способностей всё равно не может осилить учебную программу на достаточном уровне. От этого руки опускаются, интерес всё больше гаснет.
Здесь поможет консультация психолога для родителей. Сейчас такие специалисты работают во многих школах.