«Саботаж»: зоозащитники Ульяновска бьют тревогу из-за недостаточной поддержки программы ОСВВ
Власть утверждает обратное
26 августа в Общественной палате на заседании комиссии по охране здоровья граждан, популяризации спорта, физической культуры, здорового образа жизни и защиты животных обсудили открытое письмо волонтеров-зоозащитников о неисполнении федерального закона № 498-ФЗ на территории Ульяновской области, прекращении реализации программы ОСВВ (отлов-стерилизация-вакцинация-возврат). Это, по их мнению, уничтожает уже проведенную работу, ведет к росту социальной напряженности, увеличению расправ над животными жителями и формированию предвзятого и агрессивного отношения к волонтерам-зоозащитникам.
О чём письмо
Волонтеры-зоозащитники Ульяновской области представили открытое письмо, адресованное президенту России Владимиру Путину, врио губернатора Ульяновской области Алексею Русских, председателю комитета по экологии и охране окружающей среды Госдумы РФ Владимиру Бурматову и в Общественные палаты России и Ульяновской области.
Волонтеры сообщают, что с 1 января 2020 года в Ульяновской области начала действовать программа ОСВВ. По закону прекратился отстрел бездомных животных.
- Но вследствие недостаточного финансирования сегодня созданы препятствия для реализации программы ОСВВ и различными способами (через СМИ, социальные сети, публичные обращения к депутатам) пропагандируется возврат отстрела и уничтожения животных, который, как известно, является очень выгодным бизнесом, - говорится в обращении.
Зоозащитники отмечают, что, несмотря на то, что стоимость отлова одной особи по программе ОСВВ в 2020 году существенно увеличилась по отношению к предыдущим периодам, общий объем субвенций местным бюджетам на осуществление деятельности по обращению с бездомными животными практически не изменился.
В 2021 году Управлением ЖКХ и благоустройства администрации Ульяновска заключен контракт с НКО «Подарок судьбы» на сумму 2,7 млн рублей на отлов 450 собак. Но в областном центре бездомных собак живет гораздо больше. Контракт выполнен в полном объеме, заявки на отлов не принимаются.
- Результатом такой безответственности властей стали случаи массового отравления животных живодерами в отдельных муниципальных образованиях, неоднократно велась охота из огнестрельного оружия на бездомных собак, что подкреплено многочисленными заявлениями в полицию от граждан и результатами вскрытий погибших животных, - сообщают волонтеры в своем письме.
Также они считают, что в регионе отсутствует социальная реклама, пропаганда стерилизации домашних животных и ответственного отношения к животным. А вот целенаправленная «демонизация» государственными региональными СМИ безнадзорных собак и защитников животных есть. Например, большинство покусов происходит от домашних собак, находящихся на самовыгуле, а в СМИ эти факты преподносились как нападения бездомными животными. Кроме этого, дискредитируют и самих волонтеров.
Также отмечается, что игнорируется вопрос безнадзорных кошек, хотя на улицах города их больше, чем собак.
- Со стороны органов исполнительной власти области и местных администраций полностью отсутствует поддержка: нет и не предвидится развития благотворительной и волонтерской деятельности граждан в данной сфере; отсутствуют разработки и даже не рассматривается вопрос о реализации соответствующих просветительских программ; замалчивается и полностью переложена на волонтеров проблема пожизненного содержания животных, проявляющих немотивированную агрессию; игнорируется вопрос о необходимости создания государственных и муниципальных приютов, - пишут волонтеры.
Также они считают, что ответственность за случаи нападения бездомных собак на людей должны нести чиновники.
«Это саботаж!»
Как отметил на встрече председатель комиссии Владимир Малинин, со 2 июля отлов собак в Ульяновске не ведется, отловщики не выезжают даже по сообщениям об укусах. Можно только представить, сколько новых собак появилось на улицах города почти за 2 месяца. Выделяемых денег явно не достаточно.
- В это время власть заявляет, что закон не работает, собаки в городе остаются. Однако доказано, что при должном исполнении эффект можно достичь. Приведу в пример Нижний Новгород - один из немногих регионов, где есть хороший эффект, потому что они ввели принцип ОСВВ на 4 года раньше федерального закона. Сейчас у них популяция собак снижена в 6 раз, - отметил Малинин.
Инициатор письма, зооволонтёр Артём Зайцев назвал происходящее в Ульяновской области саботажем.
Артём Зайцев
зооволонтёр
Письмо мы начали готовить еще с декабря прошлого года, потому что такое финансирование - беспредел, саботаж. Это все равно, что на город с численностью 700 тысяч выделить 450 мусорных контейнеров и сказать, что мусорная реформа не работает. Воспитание и гуманное отношение к животным должно быть не проблемой, а культурой. Пропаганда стерилизации нужна, так как популяцию бездомных животных пополняют домашние. Их тоже нужно ловить и стерилизовать. Кусают хозяйские собаки, к «дикушам» не подойти, они убегают сразу. Если мы уменьшим предложение, то вырастет спрос на собак, их будут разбирать. Мы будем продолжать свое дело, но не финансировать это невозможно. Чтобы почувствовать эффект, нужно массово стерилизовать. А пока в районах - катастрофа.
Начальнику Управления по развитию исторической части Ульяновска Александру Ермакову крайне не понравилась такая оценка. По его мнению, работа выполняется лучше, чем в других регионах.
- На обращение с животными администрация изыскала в бюджете 500 тысяч рублей, аукцион прошел, отлов начнется со следующей недели. Та сумма, которая выделяется, находится на том же уровне, что и в соседних регионах. А в Пензенской области выделяется в 2 раза меньше. Стоит сказать, что в городе 434 собаки, а в области более 580 особей было отловлено и стерилизовано. Если сравниваем с другими регионами, то это больше, чем в Чувашской Республике, Кировской и Пензенской областях вместе взятых. Поэтому говорить, что власть занимается саботажем, я бы не стал, - сказал Ермаков, но признал, что финансирования выделяется не достаточно. Правда, финансирования не хватает на решение многих вопросов.
Согласился он и с мыслью, что не хватает в регионе пропаганды ответственного обращения с животными.
Владимир Малинин отметил, что к вопросу нужно относиться серьезнее.
- Если мы будем делать, как сейчас, то ни через 5, ни через 10 лет эффекта не будет. Один приют качественно делать свою работу не может, нужен еще один в левобережье, - подчеркнул он.
Александр Ермаков попросил четко ответить, сколько нужно денег.
Слово взяла волонтер Екатерина.
- На 3 000 собак нужно 15 млн рублей при среднем чеке в 5 тысяч рублей. Выделенные 500 тысяч - это очень мало, эта сумма ситуацию не исправит. Потом будут говорить, что программа ОСВВ не работает. Если бы город построил муниципальный приют, было бы много желающих там работать на бесплатной основе. Но давайте начнем с самого простого – с обязательной регистрации животных. При этом должны быть льготы для людей, которые хотят спасти жизнь животным и приютить их у себя.
Также девушка выступила категорически против введения ежегодного налога на домашних животных, так как многие люди просто решат избавиться от питомцев, лишь бы не терять деньги. Улицы заполонят «брошенки» еще больше. Налогообложение социальную ответственность не повысит.
- Многие забирают бездомных животных домой от жалости, но средний заработок, пенсии ульяновцев не позволят платить такой налог. Им будет проще выставить животное на улицу вновь, - отметила девушка.
В завершение председатель комиссии региональной Общественной палаты по охране здоровья граждан, популяризации спорта, физической культуры, здорового образа жизни и защите животных Владимир Малинин предложил написать письмо Алексею Русских и Дмитрию Вавилину о дополнительном финансировании.
- Мы поднимаем проблему не только нашего региона, а всей страны, потому что эта тема власти пока не очень интересна. Как зооволонтер (дома живет 11 кошек, 3 собаки) могу сказать, что мы не остановимся, постараемся, чтобы закон работал, - отметил он.