Ульяновская область
Меню
Закрыть
Новости региона
Ульяновская область

Страсти кладбищенские: вандализм или возрождение? Что происходит на Воскресенском некрополе

Конфликты и суды возможны даже по поводу такого места, где «все спокойненько». На погосте у Воскресенской церкви, что на улице Карла Маркса, кипит работа, с точки зрения одних нужная, полезная и благородная, по мнению других – весьма вредная. Да и не работа вовсе, а путанье под ногами у серьезных людей.

Алексей Юхтанов
Алексей Юхтанов

Есть пострадавшие

Ольга Юрьевна Скоробогатова судится с «Обществом возрождения Воскресенского некрополя». Если коротко, то дело было так. С ее слов, конечно.

Ольга Юрьевна ухаживает за общей могилой своих родственников (деда и тетки), а также находящимся по соседству местом захоронения родственницы своей московской подруги. С 1942 года вокруг двойной могилы родственников Скоробогатовой была установлена металлическая ограда, окрашенная в голубой цвет высотой 1,5 м. Участок примыкает к известному объекту – часовне Кадетского корпуса. Придя сюда два года назад, она обнаружила, что ограждение исчезло. Пропали ограды и вокруг всех соседних могил, в том числе и той, за которой она ухаживала по просьбе подруги. Оказавшиеся рядом люди пояснили ей, что сносом железных оград занимается «Общество возрождения Воскресенского некрополя» во главе с Софьей Федотовой. Это же подтвердили и штатные кладбищенские работники.

Ольга Скоробогатова рассказывает, что находившаяся неподалеку Софья Федотова отрицать своей причастности к сносу не стала, пояснив, что такие действия могут быть осуществлены только с согласия родственников усопших: к каждой ограде прикреплялось обращение к ним и предложение связаться с Обществом по указанному телефону. Если связь установить не удавалось – ограда оставалась на месте. Если же такое все-таки случилось, то, вероятно, по ошибке. А, может быть, ограду унесли неизвестные вандалы – любители «бесхозного» металла, такое тоже бывает.

Общество выразило готовность «разрулить» ситуацию миром, в качестве компенсации предложив установить другую (только низкую) ограду - это бесплатно. И согласившись поменять на двойном захоронении старый крест из гнутой арматуры новым – из мраморной крошки, а кроме того – установить здесь же два цветника из того же материала – это уже за деньги. Был подписан договор. Работы произвели, но многое не устроило Ольгу Юрьевну. За крест запросили три тысячи, когда настоящая цена, по ее мнению - не более полутора. Низенькую ограду поставили бэушную и «гнилую», замазав поверху черной краской. А один из двух цветников притащили с какой-то совсем уж старой, возможно даже дореволюционной, могилы.

На этом отношения с Обществом испортились окончательно. Последовали заявления в полицию об осквернении могилы (без каких-либо последствий) и иск в суд. Нанесенный ей моральный ущерб пострадавшая оценила в 100 тысяч рублей. Впрочем, суд в удовлетворении иска отказал, сочтя недоказанным причастность к демонтажу ограды «Общества возрождения» и Софьи Федотовой. Истица, впрочем, подала апелляцию, и теперь заседание областного суда намечено на 21 мая. На этот раз собраны свидетельства других пострадавших – дабы компетентные органы, не прячась за «малозначительность» ущерба, все-таки начали расследование, объяснила Ольга Скоробогатова.

Кстати, по ее мнению, похитители оград, действующие под прикрытием общественной организации, на самом деле банально наживаются на сдаче чермета в пункты приема. И в этом, видимо, весь их интерес.

Любовь к отеческим гробам

Но те, кто интересуется историей города, знает, что «Общество возрождения Воскресенского некрополя» - отнюдь не группа подпольщиков-диверсантов. Местные СМИ освещали ее деятельность не раз. Члены этой общественной организации, волонтеры и их руководители, занимаются расчисткой участков на старом кладбище, выявляют захоронения участников Великой Отечественной, возвращают имена ранее безымянным могилам, устанавливают связь с родственниками, живущими ныне в самых разных концах Земного шара, берут на себя уход за многими захоронениями.  

В ходе этой работы появляются порою захватывающие истории жизни тех, кто ныне здесь покоится. О них неоднократно писали, в частности «Аргументы и факты в Ульяновске». В одной из публикаций член «Общества возрождения Воскресенского некрополя» и «Военно-исторического общества» Семён Кропачев рассказал о позорном факте: в то время как поисковики в местах боев возвращают имена на обелиски братских могил, здесь, в самом центре тылового Ульяновска, без преувеличения, находятся сотни могил неизвестных солдат. Они скончались в военные годы в местных госпиталях от ран или ушли из жизни уже в мирное время, но их имена невозможно прочесть – в таком состоянии находятся надгробия. Выявлять эти имена приходится разными окольными путями.

Ну, и в общем-то, цель этих людей, которую они сами декларируют – превратить кладбище из «джунглей», которые оно представляло собой до недавнего времени, в некрополь, где можно по захоронениям изучать историю края и страны, где можно посетить могилы родственников в цивилизованных условиях.

Председатель благотворительного фонда «Возрождение Воскресенского некрополя» Софья Федотова:

- В основном фондом ведётся работа с родственниками захороненных, проводится работа по выявлению собственников захоронений с целью возможности благоустройства надгробных сооружений, их реставрации, в случае выявления таких лиц им оказывается благотворительная помощь по обустройству захоронений через специализированные организации, занимающиеся благотворительной деятельностью. В период с марта по октябрь 2017 год нами было восстановлено 20 захоронений, 30 сохранено.

Кстати, когда корреспондент mosaica.ru вместе с Ольгой Скоробогатовой подошел к Софье Федотовой и задал вопрос о сносе оград, та заявила, что общество сносом оград не занимается. Сразу возник вопрос: кто? И что означают вот эти прикрепленные на ограды ярлыки?

"Родные и близкие данного захоронения" - не слишком удачная формулировочка. Да и не в ней дело...

Член «Общества возрождения Воскресенского некрополя» и «Военно-исторического общества» Семен Кропачев:

- Тотального сноса оград нет, конечно. В этом месте, о котором вы спрашиваете, много, что было. И деревья падали, и искореженные ограды были. Это было года два или три назад. Мы тогда почистили этот участок от поросли, вывезли оттуда мусор, когда в этом месте проводился спил повалившихся деревьев. Конечно, вид уже стал другой совсем. Это желание родственников – сносить или не сносить ограду, менять ее или не менять. Все делают люди, члены общества, волонтеры. И технику привлекают, которая есть у них в распоряжении. Это потом все уже утилизируется. На вырученные от сдачи металла средства покупали мешки, перчатки, краску для дальнейших работ. Даже надгробия покупали – были и такие случаи. Все шло на дальнейшее благоустройство участков. Эта работа велась активно 2-3 года назад, теперь это делается только эпизодически.

Банда самозванцев?

Директор МБУ «Городская специализированная похоронная служба г. Ульяновска» Владислав Горничнов:

- Никто ни в полиции, ни в прокуратуре, ни в администрации документов на якобы существующее «Общество возрождения Воскресенского некрополя» не видели. Это банда самозванцев. Они прикрываются благими целями и орудуют здесь на кладбище, хозяевами себя почувствовали. Никаких документов на какие-либо работы не представляют никогда. Мы писали заявление и в РУВД, и в прокуратуру. Никакой должной реакции это не возымело, чтобы с ними разобрались. В прошлом году массово производили демонтаж оград. Якобы они мешают убираться. Кому они мешают убираться? На заброшенных захоронениях, где родственники, видимо, уже близкие умерли, а далеким уже наплевать. Демонтировали массово ограды, вывозили. Куда? В неизвестном направлении. Понятно, что сдавали куда-то, получая деньги. Прикрываются благими целями. Ничего я от них по большому счету  сильно значимого не вижу. Кроме того, что вырезали поросль, а она через две недели, через три опять на месте. На протяжении длительного времени они говорят, что это кладбище нужно им отдать в управление, ну и финансирование чтобы было. Когда демонтировали ограды в прошлом году, я неоднократно указывал Федотовой Софье Дмитриевне на недопустимость подобных действий. Все разрешения, связанные с монтажом и демонтажом намогильных сооружений, должны происходить только с письменного нашего разрешения. На что она мне ответила: «Все заявления есть, они все у меня». Спрашиваю: «Кто им согласовывал?» – «Я им согласовала!» Вот кто она такая, чтобы согласовывать?

Татьяна Захарычева, в прошлом обозреватель газеты «АиФ в Ульяновске», автор нескольких материалов о деятельности  «Общества возрождения Воскресенского некрополя»:

-  Что за чушь? А как «несуществующему» или незарегистрированному обществу могли дать федеральный грант? Грант на 500 тысяч! На этот грант очень многое сделано. Установлены новые памятники, целый участок на эти деньги они расчищали. Ставили памятники из белого мрамора. Очевидно, Горничнов не бывает на кладбище и не видит, что сделано. Отвергать очевидное – говорить, что он не видел никаких результатов их труда. Они до этого проделали огромную работу. Они делают огромное дело, к которому должна подключиться власть. Возрождение некрополя началось еще при Горячеве, когда за каждым предприятием был закреплен участок. И нынешние энтузиасты тоже много раз обращались к власти. Но реакции – никакой! И город, и область уделяет этой деятельности минимум внимания. Это огромное дело, которое не должно подниматься горсткой энтузиастов. И если они что-то делают не так, то нужно не осуждать со стороны, не отрицать их работу и говорить: «Уходите отсюда». А нужно как можно больше эти силы добровольческие вокруг себя собирать и вместе конструктивно принимать какие-то решения. Это благо, что есть люди, готовые этим заниматься. А обвинять их и препятствовать их деятельности – непрофессионально. У нас в Ульяновске - непрофессиональная власть.

Главный архивист ОГБУ «Государственный архив Ульяновской области» Антон Шабалкин:

- Я сам член этого общества. Так что дать его характеристику «со стороны» не могу. Бесспорно, польза от него огромная. То, что ведется вырубка деревьев, уборка – это все они организуют. Заказывают машины, ходят по кабинетам всяких чиновников. Много интересных фактов удалось установить в результате их деятельности. В 2017 году обнаружили, что здесь похоронен человек, который был телеграфистом у Гая. И именно он отстучал Ленину телеграмму о взятии Симбирска. Помните, о том, что взятие родного города – это ответ на одну рану Ильича, а за другую – будет Самара? Люди занимаются организацией субботников, экскурсий. Это общество много, что делает. И информационная, и физическая и техническая работа. Через общество можно договориться об уходе за могилами усопших, если их родственники живут далеко отсюда. Государство у нас во многом устранилось от подобных дел. Так что помощь от таких добровольцев – очень большая.     



Нет комментариев
Обсудить